Вопрос управления системой социального страхования в Белоруссии и России требует внимания, заявила заместитель начальника управления социального законодательства Национального центра законодательства и правовых исследований Белоруссии Вера Чаушник в Петрозаводске на двадцать седьмом заседании постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Белоруссии и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Социальная защищенность граждан Союзного государства».
По ее словам, в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 года ”Об основах обязательного социального страхования“ управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство Российской Федерации. Функции по обязательному социальному страхованию осуществляют страховщики, создаваемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Анализ данных законов свидетельствует, что в Российской Федерации:
органом управления средствами по каждому виду социального страхования является целевой внебюджетный фонд, выступающий в роли страховщика по данному виду страхования;
фонды являются некоммерческими организациями и функционируют на принципах самостоятельности и самоуправления;
фонды в полном объеме выполняют функции страховщика – от сбора страховых взносов до назначения и выплаты страхового обеспечения, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, которые выплачиваются работодателем за счет начисленных страховых взносов.
Данные подходы соответствуют мировой практике, и применяются также в других государствах-участниках СНГ.
Действующая в Республике Беларусь система государственного социального страхования в правовом и организационном отношениях отличается от подобных систем государств-участников СНГ.
Обязательное государственное социальное страхование в нашем государстве осуществляется по трем видам:
на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование);
на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование);
на случай достижения возраста, дающего право на пенсию за работу в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности (профессиональное пенсионное страхование, которое введено 1 января 2009 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 года ”О профессиональном пенсионном страховании“).
Страховщиком по всем видам государственного социального страхования выступает Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Вместе с тем, в полном объеме функции страховщика выполняются Фондом только по профессиональному пенсионному страхованию. В соответствии Законом Республики Беларусь ”О профессиональном пенсионном страховании“ Фонд осуществляет:
сбор и учет взносов на профессиональное пенсионное страхование;
расчет, назначение и выплату профессиональных пенсий.
В отношении пенсионного и социального страхования Фонд в соответствии с законодательством осуществляет сбор и аккумулирование средств, контроль за их поступлением, финансирование соответствующих выплат, ведение индивидуального (персонифицированного) учета. При этом сведениями индивидуального (персонифицированного) учета подтверждается стаж и заработок застрахованного лица за период с 1 января 2003 года, которые запрашиваются у Фонда органами по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющими назначение и выплату пенсий.
В целях дальнейшего формирования единых подходов в области социального обеспечения и социального страхования, заимствуя опыт Российской Федерации, в Республике Беларусь представляется целесообразным рассмотреть вопрос о наделении Фонда функциями по назначению и выплате пенсий и пособий, считает Вера Чаушник.
"Решение данного вопроса будет способствовать повышению эффективности и оперативности управления средствами государственного социального страхования, целевому использованию данных средств, а также обеспечит выполнение одной из задач, определенных Концепцией социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 25 ноября 2011 г. № 7, о повышении качества администрирования систем государственного социального страхования и пенсионного обеспечения",- отметила она.