100 «Сергеевичей» майора Солнечникова
29 марта 2012, 12:34 [«Аргументы Недели», Александр Беляев ]
Почему от нелепых случайностей чаще гибнут хорошие люди – абсолютная загадка мироздания. Нет, конечно, можно потом, постфактум, обнаруживать некое подобие логики, как-то рационализировать, но… Все равно результат получается какой-то неудовлетворительный.
У молодого командира батальона связи майора Солнечникова карьера могла сложиться по-разному. Может быть со временем он бы стал министром обороны. Или начальником Генерального штаба. А может и до самой пенсии командовал полком или бригадой в отнюдь не «арбатском» военном округе. Или ушел бы на гражданку и стал бы выстраивать свою жизнь уже по-другому.
Но суждено ему было совсем другое. В доли секунды вся потенциальная карьера сосредоточилась в куске железа со взрывателем и на просчет всех возможных и выбор единственно верного варианта действий у Сергея были те же доли секунды.
И майор-связист свой выбор сделал. Он принял огонь на себя, спасая лопоухих срочников. Их будущие карьеры, их будущие семьи, всю-всю их жизнь…
… Часть своей срочной службы, тогда двухгодичной я провел в той же Амурской области. В тех же войсках связи. И по себе знаю некоторые нюансы. Метнуть боевую гранату внутренне не так просто, как кажется внешне. Вот РГД нашего времени: гладкий овал защитного цвета. Пока не вкручен взрыватель – просто болванка. А когда вкручен – совсем другое дело. Из инструктажа явствует – пока рука прижимает язычок взрывателя к корпусу – ничего не произойдет. Поэтому после разгибания усиков кольца, стопорящего взрыватель в безопасном положении надо – до броска – как можно плотнее сжимать пальцы. Ощущения – не из приятных. Ладонь поневоле влажнеет, казавшиеся доселе простыми движения вдруг становятся очень сложными. Нервничает метатель, нервничает командир, ждущие своей очереди – тоже. Мысли как-то незаметно приобретают панический характер. И облегчение только когда улетевшая на должное расстояние гранат наконец-то взрывается. Можно встать из укрытия и подальше, подальше, в сторонку, покурить…
… Моим бывшим командирам не довелось испытать участи Сергея. И все у них более-менее хорошо. И слава Богу! Уверен ли я, что случись на наших учениях нечто подобное, кто-нибудь из них поступил так же – героически. Бессмысленные гадания.
И не надо держать зла на неуклюжего солдата. Ну, наверное, не надо. Кто держит – возьмите боевую гранату и метните. Просто, чтобы понять…
И я не знаю как, каким именно образом, манером и так далее подвиг Сергея Солнечникова сохранить минимум до тех пор, пока существует русская армия. Его надо обязательно сохранить. По крайне мере – попытаться. Чтобы имя скромного майора связи – не самого боевитого рода войск – не исчезло в архивах, не стерлось.
… Героически павший Сергей так и не успел к своему всего-то навсего 31 году обзавестись семьей и детьми. Но это не совсем так. У него теперь минимум сто сыновей. Которых он родил и выпустил в большую жизнь всего за доли секунды до своей смерти, накрыв гранату своим телом. Помните о нем, сыновья, «Сергеевичи», помните – кем бы вы не стали потом…