Музыковед-сибарит Артемий Троицкий, участник митингов «За честные выборы» на основе собственного искусствоведческого анализа современной оппозиции, определил, как ей в течение двух лет прийти к власти в стране.
За основу анализа музыковед взял пьесу Тома Стоппарда «Рок-н-ролл», посвященную чешскому андеграунду 60-80-х годов. По его мнению, в ней очень точно сформулированы и описаны два клана антисистемщиков: «еретики» и «язычники».
«Еретики – это диссиденты, правозащитники, политические борцы, которые бьются с властью, находясь с ней в диалектической зависимости: ненавистный режим вдохновляет их деятельность, которая, в свою очередь, подстегивает режим. А язычники – это хиппи, панки и прочие аутсайдеры, которые на чмошное государство просто забили и живут в своем параллельном мире, не особо парясь», - объясняет Троицкий незнакомым с произведением Стоппарда читателям.
А далее переходит к сегодняшней России и начинает с себя: «Я – скорее язычник, и эта практика мне прекрасно знакома. Именно так мы с друзьями и подругами жили в СССР до середины 80-х годов: формально в совке, а фактически – в волшебной стране, где вместо Ленина был Леннон, вместо магазинов – черный рынок, вместо телеящика – радио Люксембург. Эти времена вернулись – на новом витке и в полный рост! (Можно долго по пунктам спорить, когда хуже – при Брежневе или сейчас; я бы вынес такой вердикт: при совке было суровее, но чище!)».
Сегодня, утверждает он, происходит то же самое: «Смешной пример: печатный орган московских модников, журнал «Афиша», в зимний период поддался протестной эйфории (интервью с Навальным, круглые столы о реформах и перспективах…), а в первом же пост-выборном выпуске основной материал номера – об американском сериале «Безумцы», который у нас не переведен, не продается и не идет по телевидению!
Не знаю, осознанно ли проканал такой символизм, но установка четкая: все, ребята, отключаемся от постылой действительности, уходим с головой в импорт и интернет. Это не очень смело, но это адекватно».
Дальше, объясняет специалист по андеграунду «мало населить параллельную страну – важно четко и недвусмысленно обозначить ее границы. У стиляг и хиппи отмежевание от совка шло по линии одежды и музыки; сейчас никакими прикидами о себе не заявишь. Думаю, надо что-то более сформулированное: смешные значки и майки, наклейки на машинах («ТИПУН АЙХУН!» и т.п.), открытая реакция на перекрытие дорог и прочие бытовые хамства властей. Ничего политичного – только ирония и непочтительность. Но повсеместно и массово».
Второй группе - «еретикам» Троицкий советует: «На мой взгляд, главная и строго ежедневная работа благородных свободолюбивых активистов могла бы состоять в том, чтобы мгновенно и публично реагировать на все ощутимые подлости, которыми славится наша власть – незаконные аресты, судебный произвол, клевета, насилие, медиа-провокации...
Блогеры пишут, акционисты пикетируют – никто не забыт, ничего не пропущено! В определенных масштабах это уже происходит, но надо плотнее».
«Я не мечтаю, что это сможет «перевоспитать» теперешнюю элиту и ее прихвостней (их только могила исправит), но сам факт появления энергетического поля нетерпимости к беззаконию крайне важен», - настаивает он и уточняет, что это все - гражданские «будни».
«Но есть и праздники, - обещает музыковед. - Этой зимой впервые за двадцать лет наши еретики и язычники (вторых, как вы понимаете, гораздо больше) – слились воедино. В чем, по сути, и есть «эффект Болотной». Для достижения эффекта многое должно совпасть: причина («достали эти суки!»), повод (выборы) и организационные усилия. (Кстати, кое-что не совпало – размытая программа, средней убедительности лидеры – отсюда и неустойчивый результат…)».
И для таких праздников у структурированной оппозиции есть вторая главная задача: «не дать распасться священному союзу, поддерживать тонус».
«А для этого нас, рассерженных, но растерянных, неорганизованных, но всегда готовых, надо периодически (и не реже раза в месяц!) выводить на прогулку по улицам и площадям. Это не иждивенчество; это нормальное разделение труда между рядовыми гражданами и закаленными борцами. Симбиоз своего рода – одни не могут без других». – пишет свой сценарий дороги в светлое будущее Троицкий.
Главное, - предупреждает он, ни в коем случае нельзя приспосабливаться! «Как писал еще при «развитом социализме» поэт Виктор Коркия, «привычка к несчастью – дурная привычка». А привычка к подлости – и вовсе п...здец какой подарочек самому себе. Так мы потеряем все – набранную силу, страну, самих себя…», - обращается критик к цитате из классика.
«Короче – ничего не боимся, спокойно обживаем параллельное общество и последовательно выдавливаем упырей из нашего жизненного пространства.
Я прикидываю, что если процесс оздоровления пойдет нормально, то президенту их воровского зазеркалья дольше пары лет не продержаться, даже при высоких ценах на нефть и газ. И, что еще важнее, второй такой «кооператив» к власти уже не придет», - уверен он.