Независимость суда, о которой сейчас так ратует оппозиция, и ЕГЭ, отмены которого так жаждут россияне, - признаки общества открытого доступа, к которому мы стремимся, предупреждает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.
«Недавно я услышал такое выражение – «баба ЕГЭ». Остроумно, не правда ли? И сразу ясно, что и дети, и родители боятся её ещё больше Яги. И ждут, не дождутся, когда это несчастье кончится, и мы все сможем вернуться к старым порядкам», - пишет философ и экономист в своем блоге.
Дело в том, что Россия – страна старых порядков, объясняет Ясин, ссылаясь на терминологию Дугласа Норта, Джона Уоллиса и Барри Вайнгаста из исследования «Насилие и социальные порядки».
В этой книге ученые утверждают: если люди руководствуются в своих основных взаимодействиях обезличенными правилами, то они живут в условиях порядка открытого доступа. Это примерно то же, что общество рыночной демократии. Таких стран пока не так много. Но много так называемых естественных государств, у которых преобладают порядки ограниченного доступа: кто-то имеет ограниченный доступ к общественным благам только в силу привилегий, денег, связей. Это привычный порядок для большинства стран в течение всей истории.
«Особенность переживаемого нами времени состоит в том, что мы, естественное государство, в котором люди приучены жить при порядках ограниченного доступа, хотим перейти к порядкам открытого доступа. И независимый суд, и ЕГЭ – это примеры таких порядков», - пишет глава ВШЭ.
«Нам кажется, что получить отметку у старого знакомого учителя по пройденным по его программе материалам легче и удобней. На самом деле мы хотим облегчить жизнь своим отпрыскам. Или боимся того, что привилегии могут получить другие. Поэтому мы клянём видимые недостатки ЕГЭ, которые не столь важны как сам принцип его проведения, вместо того, чтобы содействовать устранению этих недостатков», - объясняет он, уточняя, что «ЕГЭ, как отечественный вариант общепризнанного во всех цивилизованных странах единого независимого национального тестирования знаний выпускников средних школ – это подобное закону единое обезличенное правило».
Ученый добавляет: «Замечу, государство открыто поддерживает ЕГЭ, и для нас это дополнительный повод для нападок, хотя неясно, а зачем оно это делает? Неужели для общей пользы? То ли дело независимый суд. Государство и его поддерживает, но как-то неубедительно. Ведь все уверены, что ему важно, чтобы в нужный момент суд вынес нужное решение, нужное не государству, но, скажем, видному чиновнику. Поэтому оно как-то формально защищает независимость суда».
«Может быть, поэтому мы хотим её (демократию), но защищать боимся?», - вздыхает экономист. - Даётся это крайне трудно».