Томский областной суд отказался удовлетворить апелляцию региональной прокуратуры на решение Ленинского районного суда Томска об отказе в запрете книги "Бхагавад-гита как она есть", и не признал ее экстремистской.
Представители областной прокуратуры утверждают, что в книге "Бхагавад-гита как она есть" содержатся признаки "разжигания религиозной ненависти" и "унижения достоинства человека" и привлекли для экспертизы специалистов Кемеровского государственного университета.
Прокуратура уже обращалась в Ленинский районный суд Томска, который отказался удовлетворить иск о запрете книги. Не успокоившись, прокуроры отправили апелляцию на решение Ленинского районного суда в областной суд.
Суды в Томске вызвали бурную реакцию в Индии, где процессу, развернувшемуся в России, были посвящены дебаты в парламенте и заявление главы индийского МИД, которое поддержал и российский посол в Дели Александр Кадакин.
"Бхагавад-гита как она есть" впервые была издана в 1968 году, она написана проповедником кришнаизма гуру Свами Прабхупадой. Книга, переведенная более чем на 80 языков мира, представляет собой перевод на английский язык священного индуистского текста "Бхагавад-гита" с комментариями. Книга давно вызывает споры в российских юридических ведомствах.
Глава отдела по религиозным и национальным вопросам в аппарате уполномоченного по правам человека РФ Михаил Одинцов заявил РИА Новости, что преследование религиозных текстов, в том числе книги "Бхагавад-гита как она есть", недопустимо. Научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Ирина Глушкова полагает, что комментарий к "Бхагавад-гите" неотделим от текста книги и необходим для понимания древнего текста современным человеком, тем более что "Бхагавад-гита" была написана очень давно, на трудном для современного восприятия языке.
"Бхагавад-гита", которая переводится как "Божественная песнь", это религиозно-философская поэма, которая входит в великий индийский эпос "Махабхарата" и один из самых знаменитых текстов древней индуистской литературы. Она представляет собой беседу между двумя героями эпоса - Арджуной и его колесничим Кришной - перед началом великой битвы. Кришна вдохновляет Арджуну на битву во имя справедливости. Идеи, сформулированные в книге, легли в основу религиозной и нравственной доктрины современного индуизма.