> Гендиректор «Аэрофлота» В. Савельев предложил модернизацию авиации - Аргументы Недели

//Общество

Гендиректор «Аэрофлота» В. Савельев предложил модернизацию авиации

7 марта 2012, 13:16 [ «Аргументы Недели» ]

Фото с сайта aex.ru

 В одном из самых авторитетных в мировой авиации издании – журнале Aviation Week опубликована статья гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева «Модернизация российской коммерческой авиации».

Публикация в Aviation Week – знаковое событие. Впервые за многие годы авторитетное профильное западной издание публикует статью российского топ-менеджера – да еще и на тему вполне российских проблем. Однако феномен «Аэрофлота» сегодня интересует не только внутрироссийских конкурентов.

Компания с приходом в нее Савельева просто взлетела на лидерские позиции среди европейских перевозчиков. В 2010 году «Аэрофлот» вышел в лидеры престижного рейтинга Airline Business. Удалось авиакомпании попасть и в число мировых лидеров в сегменте туризма и путешествий и в рейтинге The Boston Consulting Group (BCG). Более половины иностранцев, приезжающих в Россию, по данным ВЦИОМ, выбирают «Аэрофлот» вместо своих национальных авиаперевозчиков. По результатам недавно проведенного опроса об оправдавшихся ожиданиях клиентов, проведенного компанией Bain & Company, «Аэрофлот» получил самые высокие рейтинги среди всех европейских авиакомпаний. А в рейтинге Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), составляемого на основе широкомаштабного анкетирования пассажиров, «Аэрофлоту» удалось обойти даже таких признанных мировых лидеров, как немецкую Lufthansa Group.

Не удивительно, что сегодня западные конкуренты живо интересуются и планами авиакомпании, и мнением ее руководителя по актуальным проблемам. «Руководитель любого ранга, если он талантлив, он за год способен полностью вникнуть, «пропитаться» той отраслью, которой он занимается, - считает Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru. - Что, собственно с Савельевым и произошло. Он показал, что его знания, его квалификация соответствуют его должности. И сейчас – он профи, это уже его профессия».

 А проблема модернизации российской авиаотрасли действительно назрела. Как отмечает в своей статье Савельев, прошлогодние авиакатастрофы вызвали серьезные нарекания к культуре транспортной безопасности в России. «Российская национальная авиакомпания «Аэрофлот» является «локомотивом» в приведении всей российской авиационной промышленности к самым высоким международным стандартам безопасности и удовлетворения потребностей клиентов», - пишет он. И напоминает, что по итогам 2011 года значения безопасности у Аэрофлота – среди наилучших в мировой авиации.

«В свое время наша компания по итогам аудита операционной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IOSA – IATA Operational Safety Audit) первой в России вошла реестр операторов IOSA и регулярно подтверждает свой сертификат. Аэрофлот также в 2009 году прошел аудит эксплуатационной безопасности наземного обслуживания ISAGO (IATA Safety Audit for Ground Operations)», - перечисляет Савельев. И рассказывает, как добиться таких результатов.

«Наш опыт говорит: любые попытки модернизировать российскую авиацию должны начинаться с самолетов, построенных еще в советские годы, так как с точки зрения безопасности именно в этом кроется корень проблемы», - пишет глава авиаперевозчика. В настоящий момент «Аэрофлот» реализует масштабную программу ускоренного обновления своего собственного авиапарка, поясняет он, и теперь авиакомпания  может похвастать одним из новейших парков во всей Европе, который главным образом состоит из среднегабаритных самолетов Airbus, средний возраст которых равен всего 3,5 годам. «К 2013 году «Аэрофлот» добавит к этому долгожданный Boeing 787 Dreamliner, и, более того, мы рассматриваем возможность приобретения  самого большого самолета в мире Airbus 380. Это одни из самых безопасных и эффективных самолетов в небе, - пишет Савельев. - Они помогут нам достичь поставленной цели, а именно в течение ближайших 10-15 лет увеличить размер авиапарка до более 500 самолетов».

Обновленный парк «Аэрофлота» также модели семейства Sukhoi SuperJet-100 ― «гордость современной российской авиапромышленности», как пишет гендиректор авиперевозчика. Эти самолеты были разработаны с учетом самых высоких международных стандартов безопасности, поясняет он, с применением американских, французских и итальянских технологий. «Важно отметить,  что эти новые самолеты имеют мало общего со старыми советскими машинами и представляют собой ультрасовременные воздушные судна, которыми могут гордиться жители России», - продолжает Савельев.

Модернизация авиапарка, равно как и техническое перевооружение системы управления воздушным движением, ряда аэропортовых систем, то есть, всего того, что составляет инфраструктуру и активы гражданской авиации – это, безусловно, важный шаг в обеспечении безопасности полетов, соглашается Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства «АвиаПорт». «Каждое следующее поколение воздушных судов, системы аэронавигации и т.д., вбирает в себя весь предыдущий опыт обеспечения безопасности полетов и системно обеспечивает повышение уровня безопасности, - поясняет он. - Статистика однозначно свидетельствует: несмотря на то, что авиапроисшествия могут происходить с любыми поколениями ВС, однако системно следующие поколения все более и более безопасны». 

 Трагические события прошлого года также обнажили более широкую проблему – наличие множества мелких местных авиалиний, которые используют устаревшие самолеты советских времен. Для того чтобы гарантировать максимально возможный уровень безопасности авиации, необходимо объединить эти мелкие авиакомпании и снабдить их наилучшим оборудованием, считает гендиректор «Аэрофлота». В частности, компания в этом году сделала большой шаг на пути к этой цели, присоединив пять российских региональных авиакомпаний. «Еще совсем недавно у нас в стране было 300 таких маленьких фирм. Сейчас их около 130, и процесс объединения еще продолжается», - считает Савельев.

«Если мы говорим, что консолидация дает единые подходы  к обеспечению безопасности полетов – то есть, единые стандарты, строгий контроль и т.д. – то, безусловно, консолидация нужно, - считает Пантелеев. - С другой стороны, мне кажется, вопросам безопасности должны первостепенное внимание уделять и авиационные власти, и менеджмент авиакомпаний любого размера. Поэтому просто размер авиакомпаний для обеспечения высоких стандартов безопасности не имеет значения».

Люди, которые управляют самолетами и обслуживают их, не менее важны, чем сами самолеты. «Поэтому «Аэрофлот» делает все для того, чтобы российские специалисты авиапромышленности отвечали международным стандартам», - говорится в статье. Для этого «Аэрофлот» открыл собственную Авиационную школу, где проходят обучение не только пилоты, но и специалисты десятков авиационных профессий. Что важно: обучает авиакомпания специалистов не только для себя, но и для нужд всей отрасли.

«Система подготовки пилотов устарела, не соответствует современным требованиям: пожилые преподаватели с устарелыми тренажерами и устарелыми представлениями о пилота – покорителях воздуха, голыми руками ремонтирующих самолет в тайге. Эту систему очень трудно сломать, но ломать придется, - считает Гусаров. - Между прочим, стоимость подготовки курсанта у нас просто неприлично высока. Государство тратит гигантские деньги на то, чтобы пять лет учить молодого человека, который диплом получит – а летать не умеет. И поэтому «Аэрофлоту» приходится тратить огромные деньги на то, чтобы доучить и даже часто научить пилота». То, что начал делать «Аэрофлот» - это движение в правильном направлении, продолжает эксперт, но без помощи государства не обойтись. «Наверное, надо создавать авиакомпаниям собственные школы, а государство должно  разработать систему аттестации», - размышляет он.

«Аэрофлот» продолжит модернизировать российскую авиационную инфраструктуру, чтобы вывести Россию на уровень безопасности и комфорта, который в скором времени будет соответствовать или даже превзойдет американский и европейский уровни, обещает Савельев. «В конце декабря прошлого года совет директоров «Аэрофлота» утвердил план размещения американских депозитарных расписок (АДР), которые будут представлять акции компании на внебиржевой площадке в Нью-Йорке. Такое решение соответствует цели «Аэрофлота» к 2017 году полностью приватизировать компанию», - пишет он. В планах также строительство к 2025 году мощного авиахолдинга, сохраняющего лидерство, соответствующего международным стандартам и ожиданиям клиентов.

ГБ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте