«Не создавайте маленьких планов» - эти слова принадлежат архитектору и планировщику Дэниэлю Бёрнхэму. И хотя достоверного подтверждения тому, что он их говорил нет, фраза замечательным образом выражает всё то, за что боролся известный деятель. «План Чикаго» был опубликован более века назад в 1909 году, но актуален и сегодня. Д. Бёрнхэм и План являются выражением посыла, что человек и идея способны перестроить город для улучшения экономики и жизни.
Разработанный американскими бизнес-лидерами план, позволил остановить хаотичный рост города с так называемыми точечной застройкой, угрожающей будущему процветанию. А заложенные в него принципы превратились в перспективное видение всестороннего планирования на уровне региона.
До и после
Чикаго стал всемирно известен мгновенным ростом. В 1833 году недавно объединенный город был заставой на заболоченной местности с населением 150 человек. За 20 лет были построены канал и железная дорога, население города выросло до 30000 человек. На протяжении нескольких лет границы Чикаго удваивались каждую декаду. В 1890 году население приближалось к одному миллиону, а уже к 1910 году в городе проживало более двух миллионов жителей.
Обращаясь к проблемам города, оптимистичные лидеры Чикаго выработали ряд решений. Горожане собирали мусор и занимались улучшением санитарных условий, строили школы, больницы и детские дома, боролись за очищение воздуха от дыма, за создание более отзывчивого и менее коррумпированного муниципального управления. Итогом работы реформаторов стали прозрачность управления, чистый город, окрестные парки и игровые площадки.
В 1893 году шумный город привлек международное внимание проведением Всемирной выставки, посвященной 400-летию открытия Америки Х. Колумбом. Выставку удостоили вниманием 21 миллион посетителей. В то время, когда население США составляло 66 миллионов. Мир был ошеломлен быстрой перестройкой части города из промышленной зоны в яркий центр, который готов регулярно принимать туристов и студентов. Пока критики сравнивали Белый Город с недавним «черным городом» промышленности, отходов, грязи и бедности – выставка стала стартапом нового движения в городском планировании. А его идеологом выступил директор выставки Д. Бёрнхэм, опытный архитектор и планировщик с сильной харизмой.
Прогрессивные реформаторы хотели очистить как правительство, так и городские улицы, чтобы преодолеть огромные проблемы, связанные с бедностью, болезнями, коррупцией и несправедливостью. Сторонники движения «Город прекрасного» верили в то, что изменение города за счет расширения улиц, улучшения транспортной инфраструктуры, создания парков и строительства монументальных зданий поддержит социальную гармонию. Их надежда заключалась в том, что преображенная атмосфера и улучшенное качество жизни будут способствовать процветанию и уменьшению социальных волнений.
Зажечь идеей деловую элиту
После Ярмарки Д. Бёрнхэм быстро подготовил план облагораживания прибрежной полосы озера Мичиган, которая в то время была местом скопления промышленности, железнодорожных путей, терминалов, вагонов, и грязи. В целях сбора и систематизации идей для будущего Плана Чикаго Д. Бёрнхэм и его партнеры путешествовали по Европе. Архитектора вдохновили Древняя Греция и реконструкция Парижа при Наполеоне III, сделанная Бароном фон Наусманом. Влияние этих проектов на План Чикаго очевидны.
План был предложен мэру, муниципальному совету и предпринимателям, которые финансировали выставку, литературные и художественные клубы. В 1987 году Бёрнхэм был приглашен для презентации Плана в самую богатую и престижную предпринимательскую организацию города – Коммерческий клуб Чикаго. Два года спустя другое объединение предпринимателей под названием «Клуб торговцев», состоявшее из молодых бизнес-лидеров, обратилась к нему со смелым предложением расширить план за пределы прибрежной полосы и включить весь город. Архитектор зажёг идеями деловую элиту, у которой были деньги и власть, ведя ее к получению результатов. Глубокое вовлечение деловой элиты означало, что План будет иметь долгосрочную стратегию и финансирование.
Мотивацией всего процесса планирования явилось убеждение, что здоровый и лучше организованный регион будет иметь экономического процветание. План – в интересах общества, потому что идеальное устройство города поможет каждому: торговцу, производителю и наемному работнику в одинаковой степени. Наряду с высокопарными аргументами документ содержит конкретные рекомендации по развитию центра города, транспорта, парков.
Парк вдоль озера
План определяет список из шести основных предложений. Два из них сосредоточены на сохранение экосистемы озера Мичиган: улучшение прибрежной полосы и создание парка. Парк вдоль озера – возможно, самое значимое наследие плана. Пока другие американские города позволили промышленности доминировать на водных границах, бизнес-руководство Чикаго действовало с большим предвидением, когда они провозгласили это в Плане: «Прибрежная полоса озера по праву принадлежит народу... Ни один фут его берега не должен принадлежать отдельным лицам за исключением народа».
Документ также дал импульс созданию замечательной системы пригородных лесных заповедников, которые защищают тысячи гектаров открытого пространства в районах. Во времена М. Бернхема заповедники были далеким зеленым кольцом региональной столицы, а сегодня стали местом жизни значительной части населения региона. Три из основных предложений плана касаются транспорта – шоссе за городом, улучшенная железнодорожная инфраструктура и четкая сетка расположения улиц и проспектов города, с тем, чтобы облегчить передвижения в деловой район и из него.
Основной рекомендацией плана было создание центров интеллектуальной жизни и общественного управления в таком отношении, чтобы обеспечить согласованность и единство города. Чтобы достичь этого, План предполагал центральную ось развития с грандиозным общественным центром, объединяющий государственные функции в его западной части, и кампусы музеев и монументального гражданского искусства вдоль Lakefront (Прибрежная полоса озера) в восточной части.
Идём в будущее
План Чикаго стал местной легендой, которая продолжает порождать как восторги, так и критику. Историки и специалисты по планированию до сих пор спорят о его значимости. Но документ продемонстрировал свою истинную ценность для Чикаго два года назад, когда его 100-летие стало беспрецедентным общерегиональным праздником.
Столетие привлекло внимание общественности к принятию решений для будущего области через участие в общественном обсуждении нового регионального Плана «Идем в 2040».
События, посвященные празднованию столетия, сосредотачивались на основных идеях Плана, подчеркивая следующие выводы: 1. Выбор, который мы делаем сегодня, будет существенно влиять на среду, в которой будут жить наши дети и внуки, и неудачи, связанные с этим выбором, могут иметь тяжелые последствия. 2. Успешные планы носят комплексный характер и устанавливают общие ценности и принципы осознанного выбора и приоритетов. 3. Экологический и экономический регион – не только город, определяемый политическими границами – является важнейшей территорией планирования. 4. Долгосрочная перспектива, устойчивые институты и мотивации имеют решающее значение.
При знакомстве с планом развития далекого американского города, то и дело напрашиваются реальные волгоградские параллели. Выставка, посвященная 100-летию открытия Америки Колумбом и привлёкшая международное внимание – это ж наше празднование 70-летия Сталинградской битвы. Среди наших архитекторов есть несколько не уступающих таланту М. Бёрнхема. Одного такого знаю точно – Сергей Сена, который к тому же отличается ещё и бережным отношением к архитектурному наследию Царицына и Сталинграда. Озеро Мичиган – это ж наша Волга. И т.д. и т.п., как говорится.
Может стоить попробовать? Нужно только не дышать болотом, а заразиться «духом перемен», который могут привнести несколько пассионарных личностей, способных выдвигать идеи, зажигающие дух. Социальная утопия? А может, стоит попробовать.
Ирина БУДНИКОВА
Подпись фото: Один из экс-мэров Волгограда мечтал о грандиозном переустройстве набережной города, поручив проект французскому архитектору Жану-Мишелю Вильмонту