Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Каждую нотку я должна поцеловать

, 12:00

С уникальным концертом в Центральном концертном зале Волгограда выступила композитор и музыкант Олеся Ростовская. Она соединила в своём выступлении игру на терменвоксе, органе и рояле. Если с двумя последними инструментами волгоградская публика хорошо знакома, то о термовоксе у нас практически ничего не известно. Настоящих исполнителей на уникальном инструменте в мире можно пересчитать по пальцам.

   Уже начало концерта, когда прозвучала авторская композиция «Гул земли. Мистерия», произвело на публику большое впечатление. Начав игру на органе, исполнительница после перешла к роялю, а закончила её, уже стоя у терменвокса. Это вызвало у слушателей восхищённые аплодисменты.

   Терменвокс — странный музыкальный инструмент: у него нет клавиш, струн или клапанов, как у других инструментов. Музыкант здесь не может полагаться только на моторную память, когда играешь практически вслепую,  не глядя на струны или клавиши. Тут в прямом смысле надо «попадать в ноты» в воздухе: терменвоксист лишь отдаляет или приближает руки к антеннам на определённое расстояние. Потому для игры на терменвоксе необходимо обладать феноменальным музыкальным слухом! Каждый конкретный исполнитель настраивает инструмент под себя. И каждый раз, прежде чем исполнить следующую ноту, должен  её прочувствовать, производя некое движение  руками.

   Ростовская выразила это так: «Прежде чем сыграть, нужно каждую нотку поцеловать». Физиологически музыкант руками ничего не ощущает — покалываний, тепла или ещё чего-либо! Со стороны видится, будто исполнитель двигает пальцами на манер йоговских мудр.

   Терменвокс - очень чувствительный инструмент: он очень хорошо «ощущает» присутствие каких-либо электроприборов или людей. По этой причине вокруг него в радиусе 3-х метров никого, кроме музыканта, не должно находиться.

   Училась игре Ростовская у внучатой племянницы Термена — Лидии Кавиной. «Когда она предложила мне сыграть на терменвоксе, — вспоминает Ростовская, - у меня было странные ощущения, будто я точно смогу на нём играть. И... оказалось!» Правда, затем была тяжкая учёба до болей в спине и ногах, днями и ночами.

   Ростовская поведала забавную историю, услышанную от Кавиной. Изобретя инструмент в 1919 году, Лев Термен оказался в нужное время в нужном месте. Как раз в 1921 году съезд большевиков взял курс на электрофикацию всей страны. Изобретатель электроинструмента был даже приглашён в Кремль к Ленину. Термен рассказывал, что после инструктажа о работе инструмента вождь мирового пролетариата вместе с ним сыграл одно известное произведение.

  Личность Ильича  произвела на Термена настолько сильное впечатление, что он решил обязательно вступить в компартию. Но по злой иронии судьбы после поездки в США попал... на Колыму. После «зоны» в КПСС опять не взяли, так как «сидел». Потом ему морочили голову, что надо окончить институт марксизма-ленинизма. И Термен окончил!  В партию приняли только в 1991 году, когда ему исполнилось... 95 лет. Многие уже трусливо бежали из партии или сжигали свои партбилеты. На вопрос, почему он хочет стать коммунистом,  старик бесхитростно ответил: «Я Ленину обещал...»

    В заключение концерта Олеся Ростовская преподнесла публике подарок. «Сегодня я  всю ночь музицировала в этом зале, - сказала она. - И у меня родилось произведение «Предчувствие», которое я посвящаю вам».

Владимир ЛУКАШУК

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram