Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 6(298) от 16.02.2012

Кривичи ожили!

, 18:33

В Тверской области часть наших сограждан осознала себя кривичами. Впервые сторонники подобной самоидентификации появились 10 лет назад в Белоруссии. И вот теперь идея распространилась на всё пространство Союзного государства России и Белоруссии.

Процесс народного единения белорусских и российских кривичей произошёл в небольшом зале Российской государственной библиотеки им. Ленина. На мероприятие собрались только свои: этнические белорусы, исследователи традиционной культуры русских, других славянских народов и несколько интересующихся из числа неоязычников.

Лидер кривичей Аляксей Дзермант из Минска – глава этнокультурного центра «Крыўя» (Крывия) – представил доктрину своей организации, согласно которой белорусы являются прямыми наследниками балто-язычных племён – летописных кривичей. А территория Беларуси и некоторые сопредельные земли мыслятся новыми кривичами сакральной – Святой землёй, «откуда мы и сейчас черпаем свою Веру, свою Силу и своё Слово».

– Наша история – не только история этничности, но и определённого типа духовности, – рассказал Дзермант корреспонденту «НА». – Это поиск своей Святой земли не где-то далеко – в Иерусалиме или Риме, – а там, где ты являешься автохтоном и продолжаешь свой род.

Главным в своей новой идентичности кривичи считают почитание предков («дедов»), что очень напоминает языческо-христианский синкретизм. Гораздо интересней другое: по сути, «Крывия» представляет собой попытку масштабной реэтнизации белорусского народа – «возвращение к истокам», но уже на балтской этнической основе.

О широком распространении новой теории говорить пока рано. Белорусский музыкант Алесь Микус, один из активистов балтского возрождения, оценивает количество приверженцев в несколько сотен человек. Но он видит элементы кривичского ренессанса в нарастающей популярности традиционной этнической музыки среди молодёжи республики.
К властям белорусские кривичи относятся лояльно, и они отвечают взаимностью – спокойно смотрят на этнофутуризм сограждан и не мешают новым кривичам считать себя таковыми.
А год назад в Твери появилось сообщество молодых людей, которые разделяют взгляды белорусских участников Крывии. Тверское этнокультурное объединение «Твержа» видит «приоритетом своей деятельности сохранение и преумножение кривической традиции, сбор и систематизацию знаний о мире предков, адаптацию традиционного миропонимания к современным реалиям». Это неформальное сообщество занимается поиском кривичских культурных следов в западной части Тверской области. Его члены совершают своего рода паломничества – посещают древние сакральные места балтов.

Недавно тверские кривичи сняли документальный фильм о балтском наследии своего региона, разработали собственный флаг и элементы дизайна. В планах «Тверской Крывии» – реконструкция традиционного балтского подворья.

Кривское сообщество полагает, что оно отличается от тусовок реконструкторов прежде всего жёсткой привязкой к реально существовавшим традициям кривичского племени. А глядя на ситуацию со стороны, приходится констатировать, что более широкий в плане географии и культурологии взгляд активистов Крывии позволил им фактически осуществить культурную микроэкспансию – привлечь сторонников в сопредельной Белоруссии территории. Налицо не имеющий в последнее время аналогов и требующий осмысления феномен возникновения новой квазинациональной идентичности.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram