Еще один скандальный реставрационный проект великого градоулучшителя Москвы Юрия Лужкова подходит к своему логическому завершению. На этой неделе открывается первая очередь обновленной гостиницы "Москва".
У самых стен Кремля теперь будет еще одна торговая галерея, подземный паркинг, административный центр и даже новомодный апарт-отель, объявили на пресс-конференции реализаторы проекта.
Памятник истории советской архитектуры 30-х годов прошлого века, впрочем, и общей истории Москвы двадцатого века и всей советской России еще до своего материального воплощения развивался непросто.
Готовила проект гостиницы группа архитекторов во главе с академиком Алексеем Щусевым. Говорят, что авторы проекта никак не могли решить, какой фасад удовлетворит лично курировавшего проект Сталина и поэтому в одной картинке собрали два эскиза – слева один вариант, справа другой – в надежде, что руководитель СССР выберет сам. Но Сталин по каким-то причинам не заметил или не захотел заметить асимметрию чертежа, намекнуть ему никто не рискнул. По подписи вождя определить, что выбрать было невозможно. Вот и стоит посреди Москвы дом-загадка. Право и лево фасада, выходящего на Манежную площадь, не совпадают.
Гостиницу в самом центре города, естественно, готовили для самых знатных гостей. Интерьеры поражали воображение не только первых ее посетителей в 1935 году, но и последних постояльцев начала нынешнего, двадцать первого века.
В "Москве" останавливались герой труда Алексей Стаханов и самый известный советский летчик Валерий Чкалов, здесь жили баснописец Демьян Бедный и журналист Илья Эренбург, маршалы Георгий Жуков и Константин Рокоссовский, актеры Людмила Целиковская, Михаил Жаров и Аркадий Райкин, первый космонавт Юрий Гагарин и первый президент Борис Ельцин. Тут жил великие химик Фредерик Жолио-Кюри и поэт Пабло Неруда… список имен бесконечен.
Судите сами: во время Второй Мировой здесь останавливалась вся мировая пресса, на время съездов КПСС и Верховного Совета СССР здесь селились самые почетные коммунисты и депутаты. До самого уничтожения гостиницы мировые звезды искусства безусловно предпочитали "Москву" и "Националь" гораздо менее изысканной "России", от которой уже и следа не осталось.
Но в прекрасные 2000-е новая Москва решила благоустраиваться и осовремениваться. Застройка 30-х годов прошлого века – предмет большой гордости москвичей – советский конструктивизм пошел под реконструкцию, которая подразумевала, что от здания остаются только фасады, - все внутреннее содержание уничтожается, и начинка делается по последнему слову архитектурно-строительной науки. Авторы идеи клялись и божились, что бесценные детали интерьера будут бережно сохраняться, восстанавливаться и возвращаться на место. Образованная общественность, мягко говоря, сомневалась: уже нет тех профессионалов, которые в тридцатых годах прятали в Донском монастыре скульптуру подлежащего разрушении. храма Христа Спасителя. У нынешних застройщиков ценности разрушаемых зданий исчезают навсегда. В лучшем случае, на собственных дачах.
Результат? Уже отреставрированное здание Военторга. Псевдоколлонада Бове, заменившая мраморное произведение искусства на подземном этаже Большого театра.
А реставрация Детского Мира на Лубянке только началась...