Аргументы Недели → Общество

«В регионах чрезвычайно тревожная ситуация!»

, 13:56

Вчера вечером премьер-министр и кандидат в президенты РФ Владимир Путин провел совещание, на котором рассматривались результаты реализации проекта модернизации региональных систем общего образования по итогам 2011 года. Специально для «АН» на вопрос «И каковы результаты?» отвечают…

Евгений Ямбург, директор Центра образования № 109 (Москва), членкор РАО, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ:

     «Маленькой школе уже не выжить»

- В регионах чрезвычайно тревожная ситуация!  Да, удалось несколько подтянуть зарплаты учителям. Но в депрессивных регионах это часто делается за счет внутренних резервов, то есть сокращения штатов. А ведь математика не сократишь! Значит, повсеместно под сокращение попадают психологи, дефектологи, медсестры, и это при том, что состояние здоровья школьников все хуже, особенно психическое, о чем нам буквально кричат участившиеся суициды!.. Под нож идет и внеклассная работа - кружки, дома творчества и т.п. Идет реформа экономики и управления, а качество образования, мягко говоря, не повышается! А как быть в регионах с новым поколением стандартов начальной школы, которое мы с удовольствием разрабатываем в Москве? Немногие школы в состоянии выполнить эту программу - хотя бы потому, что не могут обеспечить ноутбуком каждого ребенка. Маленькой школе уже не выжить. Значит, для рентабельности их надо укрупнять - в то время, когда в мировой практике признано целесообразным разукрупнение школ. Нет, я бы не спешил обозначать успехи в региональном образовательном эксперименте…

Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию (фракция КПРФ), доктор философских наук, профессор, членкор РАО:

  «Хотя бы под выборы немного прибавят»

- Мы рады, что хотя бы под выборы части педагогов немного прибавят. Но в конце 2011г. зарплата учителей была ниже, чем в 2008г., когда было последнее повышение. А в 2009, 2010 и 2011гг. в большинстве регионов зарплату учителям не повышали, хотя инфляция официально составляла 8%, а реально 18%. Так что в большинстве регионов поставленная правительством цель не выполнена. Нужно повышать не зарплату, а ставку. Ведь учителя вынуждены выполнять двойную работу, и оплата за это неправомерно рассматривается как средняя. И еще. С удовольствием прочитал в статье Путина о том, что зарплата преподавателя вуза должна быть вдвое выше средней по региону. Но нет никаких признаков того, что она будет повышена: бюджет на 2012-2014 гг. предполагает сокращение оплаты работы педагогов на 11%, а с учетом инфляции - минимум на 30%.

Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования:

«Преждевременно говорить о модернизации образования»

- Главное, мы перестали говорить «Даешь высокие баллы по ЕГЭ!» У нас достаточно большое количество детей, которые «не дают» и просто по определению не могут получить высокие баллы по ЕГЭ. Так что нам еще предстоит обсуждать само понятие «качество образования», которое у нас традиционно связано с баллами ЕГЭ. Но для нас принципиально важно - и об этом говорил Владимир Путин,  - что нужно что-то делать со школами, у которых «тяжелый контингент». Там объективно сложно: не очень успешные дети, сложные родители… Нам еще предстоит решать проблему с качеством образования в не очень успешных школах. А без этого преждевременно говорить о модернизации образования.  

Александр Поносов, учредитель общественной организации «Центр свободных технологий», учитель истории:

   «Идет централизация всего и вся»

- У нас идет централизация всего и вся. Например, все школы работают на федеральных сайтах – регистрируют там все закупки, там же вся информация об обучении, финансовые системы и т.п. Да, все полностью прозрачно, но в связи с этим у нас и возникают проблемы. Наши технические возможности не совпадают с возможностями федералов. Реформа предполагает наличие опытных пользователей, современных компьютеров и серьезных интернет-сетей. А у нас  здесь всего этого не хватает, и в итоге - сплошные проблемы.   

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram