Общежитие на улице Ильюшина, 15/2 — одна из городских «горячих точек». С декабря жильцам перестали приходить квитанции по оплате жилья, в январе судами вынесены первые два решения по выселению. И это — не последние иски. Жильцы намерены бороться до конца: в мороз они провели пикет у здания Законодательного собрания, пишут письма губернатору и не намерены сдаваться.
Как приватизировать дом с людьми
Проблемы у жителей этого дома возникли еще в прошлом веке и были, увы, типичны не только для них, но и для многих других обитателей ведомственного жилья. Строители «Главленинградстроя» были заселены в это общежитие еще в 1992 году. В 1995м «Главленинградстрой» прекратил свое существование, и дом был передан в ведение «Треста № 4». Как раз тогда Федеральное собрание стало разрабатывать жилищное законодательство, чтобы «устранить ошибки в данной сфере». Одной из таких «ошибок» и явилась приватизация бывших ведомственных общежитий. Пока законы принимались, стало понятно, что общежития по новому законодательству не могут быть приватизированы, поэтому компании, к которым общежития относились, решили срочно изменить ситуацию в свою пользу: успеть приватизировать и продать то, что потом приватизировать будет нельзя.
По словам экс-депутата петербургского парламента Сергея Малкова, приватизация произошла в тот момент, «когда федеральный закон уже был принят, но не был подписан президентом. Именно тогда некоторые компании попытались в ускоренном режиме прихватить земельные и жилые объекты». Так, похоже, получилось и с домом на улице Ильюшина.
Но самое главное — приватизация общежитий прошла без всякого участия проживающих жильцов. В Северной столице это случилось и на других объектах. В «черном» списке общежитий, жильцы которых превратились в жертв незаконных сделок, совершенных за их спинами некими предпринимателями, по всей вероятности, не без участия бывших и ныне действующих чиновников разных рангов, значатся следующие адреса: Полярников, 9; Подвойского, 48 и 46; Пограничника Гарькавого, 47; Пионерстроя, 27; Пилотов, 13; Петергофское шоссе, 73.
Жильцы бывших общежитий в основной массе являются работниками строительной и других отраслей городского хозяйства отрасли, сотрудниками МВД. Государство предоставило им и их семьям жилье в виде комнат и малогабаритных квартир в этих домах за работу на строительных объектах и в структурах МВД Ленинграда в 1980 — начале 1990х годов.
В итоге оказалось, что здания имеют законных собственников, а граждан, там проживавших в течение последних 20 лет, теперь по суду лишают этого жилья. Да, есть альтернативы: выкупить эти квартиры и комнаты по рыночной стоимости или отправиться на рынок коммерческой аренды жилья для собственных нужд. Но, зачастую, у людей нет таких средств и возможностей. Среди тех, кто остался в «подвешенном положении», есть и мамы, которые в одиночку воспитывают своих несовершеннолетних детей, и пенсионеры. В общежитии на Ильюшина жил с самого рождения молодой человек, который сейчас проходит службу в армии. По суду он вот-вот лишится жилплощади и… станет бездомным. Соседи изумляются: «Как он будет защищать Родину, которая лишает его жилья?»
Самосожжение или субсидия?
Из всех жильцов этого дома «повезло» лишь Татьяне Портянкиной, которая несколько дней «прожила» в картонной коробке на площади Пролетарской диктатуры. Когда же ее пытались убрать из под окон Смольного, она пообещала себя поджечь. Активность увенчалась успехом: ей выдали субсидию на покупку квартиры, учитывая то обстоятельство, что женщина стояла в очереди на жилье с 1978 года. Зато процесс выселения других жителей активизировался. В результате ряд жильцов, включая несовершеннолетних и престарелых граждан Российской Федерации, лишают жилья, в котором они прожили не менее 15 лет. Они оказались выброшенными на улицу без всякой компенсации либо с такой, которая является нарушением права на адекватное жилье. Судебные представления о выселении получили уже более 20 человек. Причем, порой формулировки судебных органов чрезвычайно интересны. Когда жители пытались оспорить незаконную, по их мнению, приватизацию здания, то в ответе судьи зачастую писали, что «истек срок давности».
Пришедшие в конце января на Исаакиевскую площадь жители дома на Ильюшина принесли свои заявления и письма новому составу городского парламента. Они просят депутатов вновь вмешаться в ситуацию и найти способы предоставить им жилье взамен нынешнего, а не отправлять их в мороз на улицу.
Выход — в законе, закон — «под сукном»
К слову, тот же Сергей Малков еще два года назад предлагал свой законопроект, чтобы на региональном уровне решить вопрос. Представленным тогда проектом предлагалось внести дополнение в городской закон «О жилищной политике Санкт-Петербурга» по вопросу предоставления жилых помещений гражданам, которые проживают в бывших общежитиях, перешедших в собственность частных компаний. «Как известно, — отмечал депутат в пояснительной записке, — в процессе приватизации общежития должны были передаваться в ведение органов местного самоуправления или исполняющих их функции государственных органов. При этом, в соответствии со статьей 7 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”, граждане, проживавшие в таких общежитиях, получали право пользования занимаемыми жилыми помещениями на условиях социального найма. Таким образом, именно эти граждане должны были получить право приватизации соответствующих помещений в общежитиях. В настоящее время они не только лишены этого права, но и вынуждены периодически возобновлять найм своего жилья на коммерческих условиях, диктуемых частными компаниями. Фактически, речь идет об утрате гражданами своего жилья в результате приватизации, в ходе которой государственными органами не были адекватно выполнены свои функции».
Проект закона также предполагал, что на основе ч. 3 ст. 49 ЖК РФ граждан, лишенных жилья в результате приватизации общежитий, признают нуждающимися в жилых помещениях и предоставят им таковые в особом порядке. При этом конкретный порядок принятия решения о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договору социального найма определялся бы правительством Петербурга.
Однако проект закона так и остается лежать «под сукном». А граждане выходят на улицу, чтобы привлечь внимание к своей проблеме. Если проблема решена не будет, то жильцам придется на улице же и остаться. Жители не только напомнили депутатам о своем существовании, но и написали письмо губернатору Полтавченко, готовят иск в Конституционный суд, дабы оспорить свои «просроченные» права и судебные иски.
В Санкт-Петербурге приватизация ведомственных общежитий проходила без всякого участия проживающих в них людей. В итоге жильцы этих домов становятся бездомными…