Сама постановка подобного вопроса, на первый взгляд, может показаться абсурдной. Ведь горожанин, чей телеприемник подключен к антенне общего пользования, может смотреть до 40 телеканалов. Про случай с кабельным телевидением или спутниковым вещанием и говорить не приходится. Здесь варианты выбора переваливают за сотню. Но есть во всех этих цифрах некоторое лукавство, связанное с тем, что, собственно, тех каналов, которые освещают жизнь пятимиллионного мегаполиса, раз, два и обчелся.
История трансформации петербургского телеэфира сколь поучительна, столь и печальна. Нынче как легенду студентам факультета журналистики рассказывают о ленинградском телевидении 1980х годов, когда оно в буквальном смысле слова гремело на всю страну. Ленинградский телеэфир, став в годы Перестройки полем битвы за все новое, что могло бы появиться на экране, в те годы, когда, как казалось, свобода, наконец, пришла, оказался на «обочине» процессов, которые развивались в эфире федеральном. Во многом в этом виноваты и федеральные власти на самом высоком уровне.
Все началось в тот день и час, когда по прямому указанию Ельцина на федеральную частоту вещания, которой владел «Петербург-Пятый канал», была допущена новая телекомпания Владимира Гусинского НТВ. Известная поговорка об укушенном пальце, превратившемся в руку, в данном случае оказалась беспощадно справедливой. В результате город потерял свой выход на общероссийский вещательный уровень.
Понадобилось более 10 лет подковерной борьбы, использования всех мыслимых и немыслимых усилий городских властей, чтобы справедливость восторжествовала. И в 2006 году Пятый канал вернул себе возможность федерального вещания. Пожалуй, самым болезненным для города и его жителей с точки зрения обеспеченности местным телевещанием стало объединение Пятого канала и Рен ТВ в Национальную медиагруппу, осуществленное в 2008 году по решению новых владельцев каналов. Окончательный разворот «Пятерки» в направлении федеральных новостных трендов и популярных форматов сократил до минимума информационное присутствие Северной столицы в эфире того канала, который некогда был таким же петербургским брендом, как ленинградский рок или невская корюшка.
Свои позиции в нынешней ситуации продолжает удерживать и петербургское отделение ВГТРК, которое по-прежнему остается весьма влиятельным медиа города на Неве. Активна и региональная редакция НТВ, ведущая собственную информационную линию. Но петербуржцев более интересуют и события в своем родном городе в местном, так сказать, новостном измерении. Ведь не будет же программа «Время» освещать проблемы ЖКХ на Ржевке или в Купчино без особого указания властных структур. И в этом аспекте сегодня очевиден лидер петербургского телеэфира — канал «100 ТВ», который после долгих и мучительных поисков и конкурентного соперничества с эфирными «тяжеловесами» явочным порядком практически оформил свой неофициальный статус главного городского телеканала. Здесь не только активно ищут новые форматы и способы освещения городской жизни и городских же проблем, но и пытаются создать эфирные зоны интереса для самой разной аудитории. Как это ни парадоксально, но, похоже, что именно «100 ТВ» сегодня подхватил знамя традиций классического ленинградского телевидения 1980х годов.
«100 ТВ» и «Радио Балтика» создали уникальный проект FM TV, где впервые в истории петербургских СМИ была предпринята попытка конвергенции радио и телевидения.
Заслуживают внимания и иные попытки мэтров петербургского телеэфира создать нечто новое, альтернативное привычным организационным формам вещания. Таким оказался проект кабельного канала «Санкт-Петербург», создание которого активно поддерживала прежняя городская власть, не считаясь с затратами. Путь становления нового канала, начавшего вещание только в октябре 2010 года, пока напоминает путь к завоеванию позиций в информационном пространстве нынешнего «100 ТВ» на старте его существования. Принципиальное же отличие новорожденного «Санкт-Петербурга» заключается в отсутствии у него технической возможности вещать старым — «эфирным» — способом. А присутствие в кабельных сетях города, к сожалению, не так заметно в той чересполосице каналов, которая «выскакивает» на экран телеприемника при посредничестве соответствующих кабельных операторов.
После смены городского руководства сменилось и руководство канала «Санкт-Петербург». На смену покинувшему свой пост Юрию Зинчуку пришел Андрей Мокров, отвечавший во времена губернатора Яковлева за петербургские СМИ. Топ-менеджер привел с собою и тех, кому поручена реорганизация канала. Информационное вещание оказалось во власти Сергея Чернядьева, едва ли не самого скандального тележурналиста городского эфира эпохи «лихих 90х». А вот забота об эфирном наполнении дневного вещания поручена Кириллу Набутову, вновь вернувшемуся творить и придумывать на берега Невы.
Пока же «Санкт-Петербург» пребывает в странном статусе: вроде он претендует на полноценное вещание, но большую часть телеэфира занимают кинофильмы. Собственное же производство эфирного продукта пока не блещет разнообразием жанров и форматов, опираясь в основном на привычные тематические выпуски новостей и актуальные интервью. С учетом же желания новой губернаторской команды сохранить контроль над «Санкт-Петербургом» и вывести его вещание на федеральный уровень становится очевидным, сколь тяжело выполнение подобной двуединой задачи. Тем более, что рассказывать о реальных проблемах всего спектра городской жизни в заданных условиях, просеивая информацию через фильтр начальственных предпочтений, затруднительно. Что отчасти и объясняет реальную возможность возникновения альтернативных телепроектов и успех уже существующих.
Учредители «Санкт-Петербурга», видимо, очень хотят, чтобы их детище не на словах, а на деле стало главным городским телеканалом. Однако пока это всего лишь мечты, которые не имеют под собою реальной почвы, а главное — творческих, организационных и технологических ресурсов.
В подобном контексте закономерно появление канала, возглавляемого известным петербургским журналистом Андреем Радиным. Его название говорит само за себя — «Piter TV». Канал стартовал в прошлом году и пока доступен только для тех, кто пользуется Сетью. Однако опыт интернет-телеканала «Дождь» наглядно доказывает, что и у такого способа общения с потенциальной аудиторией есть будущее.
Словом, если житель города на Неве все же захочет увидеть своими глазами что-либо из городской жизни и узнать о проблемах с помощью телевидения, то для этого у него, как мы убедились, есть несколько возможных вариантов. Какой из них окажется в ближайшее время главным, предсказать трудно, ибо впереди нас ждет переход на цифровое вещание, а это уже совсем иные условия общения с «окном в мир».