В последнее время церковная и околоцерковная жизнь в России бурлит. Протоиерей Всеволод Чаплин встречается с непримиримым оппозиционером Алексеем Навальным и вкушает вместе с ним постный борщ. 30 января премьер
В. Путин после заседания комиссии по инновациям едет на поклон к Тихвинской иконе Богородицы. Говорят, у неё просили благословения на царство все русские цари – не приехал только Николай II. Намёк, как говорится, прозрачен.
Словом, Русская православная церковь (РПЦ) оказалась в самом центре политической жизни. Более того, недавно появились данные, что РПЦ уже примеряется к «командованию и в мировом масштабе».
Константинополь переезжает на Афон?
Понятно, что ситуация на «международной церковной арене» намного сложнее и запутаннее, чем дома: слишком много игроков, которые тысячелетиями определяли лицо христианского мира. Московский патриархат в их окружении выглядит молодым человеком. Тем не менее в последнее время наметились некоторые подвижки.
На прошлой неделе греческий журнал «Эпикерия» опубликовал интересную статью. По словам журналистов, недавний арест греческими властями игумена крупнейшего монастыря Афона Ватопед – Ефрема сблизил позиции Греческой и Русской православных церквей. Они вместе потребовали освобождения игумена. Однако патриарх Варфоломей I (архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх) пошёл другим путём – он не возражал против действий полиции и подчёркивал, что Афон канонически подчинён именно ему.
Такую позицию в Греции многие восприняли как атаку на греческую и русскую церкви. По мнению издания, всё это предвещает «новый цикл противостояния между Афинами и Фанаром» (район Стамбула, где находится резиденция Вселенского Патриарха). Не стоит забывать, что и между Московским и Константинопольским патриархатами тоже существуют пока непримиримые противоречия. В частности, Варфоломей имеет виды на Абхазию, о чём он недавно лично поведал грузинскому патриарху Илии II.
Так что ситуация проста – Константинополь против русских и греков. В этой связи в Афинах вспомнили об интересном плане, который якобы ещё в середине прошлого десятилетия поддержал покойный патриарх Алексий II. В то время он вместе с греческой церковью планировал перенести Вселенский патриархат из Стамбула на Афон, причём именно в монастырь Ватопед. Что и говорить, информация сенсационная.
Москва «за», а Вашингтон «против»
Но дальше – больше. Ссылаясь на собственные эксклюзивные источники, греки утверждают, что последний визит игумена Ефрема в Москву, когда он привёз в нашу столицу Пояс Богородицы, имел и другие цели. Якобы во время визита описанный выше план был разморожен и даже обсуждался во время встречи Ефрема с премьером России В. Путиным. По мнению греческих журналистов, именно поэтому российский МИД и патриарх Кирилл так жёстко отреагировали на последовавший затем арест Ефрема.
Более того, во всей этой истории греки видят козни мировой закулисы. Предполагаемый перевод Вселенского Патриархата из Константинополя на Афон не находит поддержки ни в Турции, ни в США. Причина в том, что американцам выгодно иметь дополнительный геополитический рычаг давления на Стамбул. В то же время сами турки понимают, что если патриарх покинет Стамбул, международный статус их страны резко понизится.
На Афоне удивились
Греки называют этот план «секретом Полишинеля». Однако, по данным «АН», на Афоне он серьёзно и широко не обсуждался – о нём там не знают. Да и в РПЦ о существовании таких крутых «геополитических загогулин» многие узнали впервые.
По мнению экспертов, вряд ли афониты (всего на Афоне 20 монастырей) согласятся на переезд к ним Вселенского патриархата. На Святой горе существует устойчивое мнение, что, начиная с патриарха Мелетия Метаксакиса (1871–1935 гг.), константинопольские патриархи являются масонами и экуменитами (приверженцами движения за всемирное христианское единение).
Конкретных данных, что Варфоломей является масоном, нет. Тем не менее подозрения среди монахов остаются. Говорят, именно поэтому многие подвижники даже не выходили из своих келий встречать Вселенского Патриарха во время его визита на Афон. Этими обстоятельствами легко объяснить, почему Варфоломей не защищал игумена Ефрема во время ареста – между ними существует взаимная неприязнь.
Чемоданы «компромата»
Конечно, для православных Афон – это исключительное место на земле, сравнимое с Иерусалимом. А Ватопед – один из богатейших и авторитетных монастырей Афона. Он выделяется своим уровнем жизни, количеством монахов, духовными традициями. Там хранится большое количество древних икон, драгоценной утвари, которой хватит на большой музей.
Но объяснять арест игумена Ефрема только геополитической игрой – наивно. Несмотря на то что он является очень известной фигурой в духовном мире, некоторые верующие относятся к нему с недоверием. Больше всего у людей вызывает возмущение тот факт, что он постоянно с кем-то судится и делит разнообразную собственность.
В частности, многие помнят события недалёкого прошлого, когда Ватопед оказался замешан в темной истории с махинациями недвижимостью. Дело получилось весьма запутанное и очень скандальное – история стала потрясением для Греции. Простые граждане страны, несмотря на своё огромное уважение к монахам и церкви, стали проводить на границе с Афоном большие демонстрации. Вмешалась даже полиция, которая еле сдерживала толпу. Говорят, дошло до того, что в сторону монастыря полетело нижнее женское бельё.
Видимо, протестующие рассчитывали, что это станет особым оскорблением для монахов – женщины на Афон не допускаются. И афониты не идут ни на какие уступки, даже несмотря на давление со стороны Евросоюза. Кроме этого несколько лет назад греческие газеты были заполнены репортажами об отмывании денег и финансовой нечистоплотности монахов. В материалах фигурировали даже украденные чемоданы с 10 млн. евро. Видимо, и сейчас у греческих властей были серьёзные претензии к Ефрему.
А может, лучше в Кремль?
Все эти «скандалы, интриги, расследования» интересны ещё с одной стороны. Не секрет, что в последнее время в православном мире идёт активная подготовка к проведению Собрания православных церквей, или Великого Всеправославного собора. Таких соборов не было уже более тысячи лет. Последний – седьмой Вселенский собор, признаваемый и православной, и католической церквями, состоялся в 787 году.
По разным данным, на этом соборе РПЦ хочет повысить свой статус и занять в современном православии по праву полагающееся ей место. Это неудивительно. Со времени последнего собора многое изменилось. Уже давным-давно нет Константинополя, а собор Святой Софии с 1453 года является мечетью с четырьмя минаретами.
В то же время Московский патриархат имеет сейчас крупнейшую в мире православную паству. И если кто-то этому ещё недавно не верил, то многокилометровые очереди к Поясу Богородицы развеяли все сомнения. Так что было бы справедливо, если бы, к примеру, титул Вселенского Патриарха принадлежал Москве. Однако повышению роли РПЦ активно сопротивляются более древние патриархаты: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский. «АН» расскажут об этом в ближайших номерах.