Окружение порой говорит о человеке больше, чем сами его поступки. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» – гласит русская пословица. Еврейская пословица пошла ещё дальше – «кто помогает вору, тот сам вор». Народные мудрости не врут. Если вы имеете дело с таким «ловким» бизнесменом как Михаил Ильич Лернер, то не удивляйтесь, если на вас заранее поставят клеймо жулика. А уж если вы его партнёр…
Можно ли иметь дело с человеком, который развёл на деньги почти всех партнёров, с которыми работал, нарушил договор, заключённый в присутствии раввина, кинул людей, считавших его другом, чтобы не платить кредит, написал ложный донос на родного брата, отказался от собственного отца, поливал грязью умершего партнёра-добродетеля и списывал на него все свои долги? Наверное, можно. Но только в двух случаях – либо он уже положил глаз на ваши деньги и разводит вас, как разводил до этого других доверчивых людей. То есть вы – потенциальная жертва. Либо вы такой же, как он, – алчный и беспринципный любитель чужих денег, для которого слово «честь» – пустой звук. Но даже в этом случае лучше держать ухо востро и спать с одним открытым глазом. Он предал почти всех, кто работал с ним раньше, и с лёгкостью обманет и вас, как только это станет выгодно.
Нынешние его партнёры на его счёт заблуждений не испытывают. Например, с официального сайта Роснано, где красуются портреты партнёров ведомства Чубайса, убрали портрет Лернера. Если уж сам Анатолий Борисович, участник множества скандалов, про которого даже Ельцин говорил: «Во всём виноват Чубайс», счёл, что репутация Лернера портит имидж корпорации, то, сами понимаете, ниже падать уже просто некуда. Более того, Михаила Лернера сняли с должности генерального директора ГК «Новый каучук», который на паях с Роснано владеет фирмой «Уником», производителем пресловутого «резинового асфальта». Видимо, фигура его вызывает слишком много ненужных вопросов, чтобы терпеть его на виду. Правда, из совместного с Роснано «бизнеса» он никуда не делся – стал председателем совета директоров. Ну и что, что запачкан, но, видимо, зачем-то он команде Чубайса нужен. Беспринципность Роснано в таких делах давно никого не удивляет. Чубайс хладнокровен и циничен, он будет терпеть любого жулика, пока это выгодно. В этом
плане сам Лернер перед ним сущий первоклашка. И если Михаил Ильич будет вас уверять, что его бизнес твёрдо стоит на ногах, потому что он крепко держит Чубайса за… хм… бороду, – не верьте. Это всего лишь плод его неуёмной фантазии, помноженный на постоянный страх быть вышвырнутым из бизнеса за полной ненужностью.
Быть партнёром Лернера – непростое занятие. До сих пор почти всех их он благополучно кидал, предварительно выпотрошив кошелёк. Чубайса пока не смог – не по Сеньке шапка.
Отдельным деревом стоит некто Владимир Семёнович Малицкий. Человек в высшей степени загадочный. Информации про него крайне мало, да и та большей частью на уровне слухов. Генеральный директор ООО «Институт «Каналстройпроект». По словам знающих людей, он имеет большие связи в московском правительстве и вообще человек весьма влиятельный.
В 2009 году этот влиятельный человек решил войти в бизнес Михаила Лернера и сделал это весьма своеобразно. В качестве инвестора он внёс несколько сотен миллионов рублей в ГК «Новый каучук» и ООО «Уником» – совместное предприятие Роснано и ГК «Новый каучук» – под 12% годовых. Мотивировал он это тем, что деньги не его личные, а заёмные. Отсюда и проценты. За это Малицкий получил долю в 25% в ГК «Новый каучук».
Но одними только финансовыми вливаниями роль Малицкого не ограничилась. В это время отношения Лернера с кредиторами накалились добела. В любой момент его могли банально посадить за мошенничество. Этого Малицкий, уже вложившийся в дело, допустить никак не мог.
Владимир Семёнович взялся уладить проблемы с кредиторами. Он сам звонил им и убедительно говорил: «Миша мне нужен, я узнавал наверху – там сказали, что проект хороший. Я буду контролировать Мишу, вынимать деньги и гасить его долги. Не надо сажать его в тюрьму и «ломать» проект».
У Малицкого была очень серьёзная репутация. И кредиторы ему верили и откладывали свои претензии на время, чтобы дать Малицкому «вынуть деньги». Но, видимо, совместный бизнес с Лернером накладывает отпечаток даже на таких людей. Никаких денег кредиторы так и не увидели. А на все недоумённые вопросы «влиятельный человек со связями в правительстве» просто «включал дурака». В советские времена людей, которые не держат своё слово, называли трепачами. По всей видимости, заразившись от Лернера, Малицкий променял репутацию на возможность заработать немного денег. Печальное зрелище.
А чего ещё ожидать, если твой партнёр – Лернер? В ноябре он проиграл им же инициированный суд по защите чести и достоинства. Выслушав свидетелей и посмотрев документы, судья отказала ему в иске к сайту dimko.ru. Лернера это решение не устроило, и в декабре прошлого года он подал кассационную жалобу. Видимо, ему доставляет своеобразное удовольствие слушать, как его 73-летний отец в зале суда рассказывает о том, как его предал сын, и он решил послушать это ещё раз. На упомянутом сайте, в частности, Лернер характеризовался как «лживый, подлый, скользкий тип без моральных принципов, на которые можно было бы положиться». То есть суд фактически признал эти утверждения соответствующими действительности.
Есть ли у него эти самые моральные принципы? Трудно сказать. Характерный пример – однажды его малолетний сын в школе получил травму. Некий старшеклассник, у которого с сыном Лернера случился конфликт, столкнул мальчишку с лестницы. Так вот даже этот случай Михаил Ильич попытался обернуть себе на пользу. Он на всех углах принялся обвинять кредитора, что это он организовал несчастный случай.
Использовал беду сынишки для собственной борьбы с кредиторами. А вы говорите – моральные принципы…