В декабре прошлого года мы рассказали о том, как сотрудники дорожной полиции Санкт-Петербурга борются с нарушителями правил парковки. Публикация вызвала много откликов. Читатели строго спрашивали: «Город для горожан или машин?» или справедливо возмущалась: « Когда городские власти создадут цивилизованные условия для парковок, а ГИБДД прекратит избирательно наказывать нарушителей?»
Часть наших читателей призывала провести в городе ревизию знаков, запрещающих стоянку. По их мнению, многие из них вывешены там, где смысла запрета в парковке уже нет, и машины все равно стоят под ними с утра до вечера. Некоторые предлагали изменить механизм наказания за неправильную парковку; были и те, кто призывал быстрее установить парковочные автоматы и сделать парковки почасовыми. Встречались и требования создать парковочную полицию, на которую была бы возложена задача по выявлению и наказанию нарушителей.
Что изменилось за месяц?
Напомним нашим читателям, что начальник ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области генерал Михаил Суходольский дал дорожной полиции месяц на исправление допущенных ошибок. Месяц прошел, но в главке к этому вопросу пока не возвращались. Также ничего неизвестно о проверках работы районных подразделений. Были ли они? И в подтверждение этому вопросу промелькнуло сообщение агентства «БалтИнфо», корреспонденту которого пожаловался сотрудник одного из районных подразделений: «Кого проверять, когда работать некому? Обещали сократить 20% личного состава, на деле же сократили 38,5%». Это же агентство рассказало о том, что «в некоторых районных отделах инспекторы ДПС после декабрьского “разноса” пересмотрели маршруты патрулирования и приблизили их к очагам аварийности. Пожалуй, это единственное наиболее существенное изменение в работе автоинспекции».
Так стало ли на дорогах города больше порядка? Мы опросили немало петербуржцев, ежедневно сидящих за рулем. Оказалось, что большинство из них заметило, что даже после резкого повышения с 1 января размеров некоторых штрафов, желающих, например, выехать по зеленому сигналу светофора на занятый перекресток меньше не стало. И инспекторы смотрят на эти нарушения по-прежнему сквозь пальцы. Убедиться несложно: стоит постоять хотя бы минут 15 в час пик возле Ланского моста. Из-за тонированных стекол будки инспектору должно быть хорошо видны все нарушения, которые там происходят. Правда, по отношению к пешеходам водители, как бы они ни торопились, стали более лояльными. Но это отнюдь не заслуга дорожной полиции, а штрафных санкций.
Механизм наказания
Сегодня в Санкт-Петербурге припарковаться и не нарушать правила крайне трудно. Но механизм наказания в случае эвакуации машины неоправданно усложнен. Штраф за неправильную парковку не так уж и велик, но сначала нарушителю предстоит съездить на штрафную стоянку, получить документ о том, что машина эвакуирована, затем отправиться на другой конец города, в спецбатальон (если инспектор именно этого подразделения распорядился эвакуировать машину), отстоять там очередь, оформить протокол и постановление о правонарушении, заплатить штраф в банке и уж потом снова ехать через весь город за автомобилем. Пять часов потерянного времени! Инспекторы ГИБДД говорят: иначе быть не может, нарушил — понеси наказание. И в такой форме в том числе. Однако почему нельзя оформить правонарушение в том районе города, где оно совершено, даже если эта территория входит в зону ответственности спецбатальона? Получается, что офицеры, отвечающие за безопасность правительственных трасс, почему-то сами занимаются расчисткой, например площади Растрелли, вместо того, чтобы вызвать для этого своих коллег из районного подразделения.
Нужна парковочная полиция
Позвонивший к нам в редакцию читатель предложил создать в полиции Петербурга специальное подразделение, которое бы занималось исключительно нарушениями в сфере парковок. Проблема-то для города наиважнейшая! И решение ее, может быть, стоит отдать в одни руки. Желательно в те, которые бы только выписывали штрафы. А инспекторы ДПС, освободившись от написания протоколов за неправильную парковку, сосредоточили бы свои силы на пресечении иных, более серьезных нарушений. Работать сотрудники такого подразделения могли бы вполне цивилизованно, как во всех зарубежных странах. Оставил человек машину под запрещающим знаком — квитанция под «дворник» и фотография для базы данных. В УГИБДД могли бы хранить это зафиксированное нарушение до тех пор, пока нарушитель не заплатит штраф. Не заплатил в положенный срок — напоминание придет к нарушителю и по почте, но уже… от судебных приставов. А с ними шутки плохи. От штрафа все равно не уйти: приедешь на техосмотр — всплывут все нарушения. И пени на них тоже. В Китае, кстати, устроено именно так. Эвакуаторы по Пекину не снуют, а женщины в слезах не бегают на штрафные стоянки. Или, к примеру, опыт Финляндии. Какой смысл эвакуировать припаркованный возле запрещающего знака автомобиль, на его место встанет другой? А вот крупный штраф — мера эффективная. Эвакуируют там только те машины, которые мешают движению. И штраф берут с нарушителей весьма ощутимый.
Парковочная полиция могла бы работать и на спецстоянках, куда эвакуируют машины. Почему сейчас невозможно осуществлять оформление постановлений и протоколов на штрафстоянках? Неужели инспектору не найдется там место? Банкомату, кстати, тоже. И унижать человека пятичасовой беготней по городу тогда не придется.
Горожане ждут помощи и от муниципальных властей — в хаосе внутридворовых парковок тоже пора навести порядок.