Cогласно статистике, в течении прошлого года на дорогах республики погибло 1189 человек, из них 16 пассажиров общественного транспорта, в том числе и маршрутных такси. Об этом говорилось на "круглом столе" в Минске "Салон повышенной опасности".
Подобных «теневиков», было заявлено на данном "круглом столе", можно условно разделить на три группы. Первая - полные нелегалы. Эти перевозчики работают на личном микроавтобусе или легковом автомобиле, но не имеют лицензии на перевозки. Вторая группа – таксисты-«маршрутчики». Один из них постоянно дежурит на вокзале, собирая группу пассажиров. На машине зачастую есть номер желтого цвета, и водитель согласится выдать за проезд чек. Только согласно Правилам автоперевозок пассажиров водитель такси обязан, ожидая заказ, находиться в салоне автомобиля. Третья группа – индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на выполнение нерегулярных автомобильных перевозок пассажиров, но регулярно выполняющие перевозки без заключения соответствующего договора с вокзалом, не отчисляя проценты. С нелегальным извозом как с незаконной предпринимательской деятельностью в республике ведется борьба. По подсчетам специалистов в Минске действует около 150 нелегалов. Среда их обитания – вокзалы.Если билет до региона Беларуси в среднем стоит 30 тысяч белорусских рублей,умножаем 16 мест в микроавтобусе на 30 - получается 480 тысяч. Если учесть, что тот же водитель едет обратно в Минск, то умножив эту сумму вдвое,а такжена коэффициент загрузки 0,7, получаем доход "нелегала" в день - 672 тысячи. За вычетом топлива чистая прибыль – около 450 тысяч. Если обобщить годовой доход всех «нелегалов», речь пойдет о миллионах долларов. Но это экономическая сторона вопроса. Важнее проблема безопасности. Почему проблема "теневиков" до сих пор актуальна как в столице, так и в других городах. Что касается рейдов, проводимых транспортной инспекцией, "Минсктрансом", ГАИ и налоговой, то здесь тоже все непросто. Подходят представители госслужб, к примеру, к перевозчику, зазывающему пассажиров ехать в Минск. Он отвечает, что ехать туда не он собирается, а просто в разговоре упомянул этот город. Пассажиры не рассказывают представителям государственных органов об оплате проезда - им бы быстрее уехать, а не участвовать в разборках. Зачастую водитель собирает деньги за проезд еще не выехав из города, передает их товарищу и дальше едет «чистым». «Нам хорошо известно, что у «нелегальных» перевозчиков, четко налажена система коммуникаций: они оперативно предупреждают друг друга о проверках и всевозможных рейдах по радиосвязи, мобильному телефону», - добавилСтанислав Соловей, старший инспектор отдела межведомственного взаимодействия и пропаганды УГАИ МВД.