Аргументы Недели → Общество

Председатель Комитета Госдумы по энергетике: Глупость хуже жадности

, 13:40

Из глупости системность российских кризисов произрастает даже больше, чем из жадности

«Наконец я достиг дна, но в это время снизу постучали» - эту часто звучащую на TV прикольную фразу я вспоминаю, как только сталкиваюсь с очередным открытием, связанным с устройством нашей экономики. Вот и опять: беседовал с новым председателем Комитета Госдумы по энергетике и услышал многие факты, способные перетряхнуть крепко устоявшиеся воззрения. Но сначала о моем собеседнике. Это Иван Грачев - он доктор экономических наук и еще кандидат физико-математических. Интересно, что между первой нашей встречей и второй – интервью я записал буквально вчера – прошла вся реформа электроэнергетики. 

В 2001 году году молодой журналист прямо спросил Грачева: "Чего хочет добиться Чубайс?"

"Все разрушить и пройти точку невозврата, - прямо ответил Грачев. – Думаю, он понимает, что в значительной степени, фигня - то, что  он затеял. Никакие рыночные механизмы при такой реформе не заработают".

Прямота моя, сознаюсь, была обратного свойства. Прямота Грачева меня озадачила. Ведь сидел напротив меня все же энергичный демократ - не какой-нибудь унылый совок. Мы должны были друг друга понимать. Автор либерального СМИ, я ожидал услышать от экономиста и физика что-нибудь терминологическое, типа "сальдо-перетоки", "Спотовый рынок",  на худой конец  "генерирующие компании" – все, чем мы, как теперь выяснилось, тогда обывателю пудрили мозги. Я для вида задал еще несколько вопросов, но сознавая, что интервью в таком виде в издании нашем не пройдет, выключил диктофон. Сработал внутренний редактор. Потом в стране много чего менялось, в том числе в энергетике. Наверное и журналист стал опытней, и немного самостоятельней, хотя последнее у нас достигается ценой значительных потерь. 


ГЛУБЖЕ ВЗГЛЯДА ПУТИНА 

- Иван Дмитриевич, недавно премьер обнаружил в энергетике «семейную кормушку». До этого страна пережила аварию в Чагино, на Саяно-Шушенской ГЭС, и кто знает, чего ждать впереди… Выходит, точка невозврата, о которой вы когда-то говорили, безнадежно пройдена?

- Я думаю, что как точка в истории, или как запятая это выступление Путина чрезвычайно важно. (Мой собеседник, видимо, не запомнил детали нашего первого разговора, а я не настаивал – прим В.Б.)  Он что сказал? Что в рамках проверенных энергетических компаний, по крайней мере, в половине - основная часть прибыли вывозится из страны посредством разных схем. И дальше из этого сделал два вывода. Первый - с реформой что-то не так, «недореформировали». И второй, что надо подключить силовиков и разобраться.

- Наконец-то конкретные выводы…

 - На мой взгляд, первый вывод близок к истине, а второй от нее далек. - Почему?- На самом деле все гораздо глубже, чем взгляд Путина.

Нормальный управленец, если у него на каждом объекте происходит что-то неправильное, обязан искать ошибку - исходное управленческое решение, оказавшееся неверным.

 - Согласен, ведь если у нас бы на пяти процентах воровали, или там десяти…

- Ну да, как в среднем в цивилизованной стране. А если такое на каждом объекте – это следствие изначально ошибочных управленческих решений. И они, на мой взгляд, с первого дня  реформы электроэнергетики были абсолютно очевидны… 

- Вы говорили мне десять лет назад, что Чубайс хочет все разрушить и пройти точку невозврата.

- Да, и в Государственной Думе я также с трибуны предупреждал, что экономически это все абсолютно неверно и бесперспективно. И что не будет там никаких значимых частных инвестиций. И не будут работать никакие рыночные механизмы. Поскольку с точки зрения рыночных механизмов всякие вложения абсолютно бесполезны и бесперспективны. По следующей причине: стоимость строительства или даже ремонта энергетических объектов, если они на 50 процентов амортизированы, то есть, изношены – в разы превышает капитализацию самих компаний. Понимая это, владельцы до предела все амортизируют, и по максимуму выводят прибыль. 

- Вывод сделан был на основе расчетов?

- Любой профессионал легко мог это посчитать: капитализация киловатта электроэнергии составляет 300-500 долларов, а в кризис она падает до 100 долларов. А строительство никогда не опускалось ниже 1,5 тысяч долларов. Сегодня уже в среднем около 3 тысяч за один киловатт! И в самом же РАО ЕЭС многие это отлично понимали, просто молчали.

- Почему?

- Кому-то выгодно, кто-то безработицы боялся. 


КАК НИ ПУГАЙ, А ДВАЖДЫ ДВА

 - То есть все путинские меры, и все угрозы в итоге роли не сыграют? А кто же будет возводить электростанции, сети  ремонтировать?

- Никто не заставит частные деньги тратиться на то, что будет потом стоить в десять раз дешевле. Это абсолютная утопия. Закономерности рынка. Понятно, что из правила могут быть исключения – Дерипаске, допустим, понадобилось иметь электростанцию, чтобы наваривать прибыль из экспорта алюминия… Могут быть исключения в виде иностранных компаний, которые просчитывают на 30 лет вперед - им сегодня стратегически важно влезть в российский рынок…

 - Однако у российского собственника, которому досталась электростанция…

 - У него стратегия предельно простая. В двух словах: амортизируй до нуля и вывози прибыль. То же самое было когда-то, например, с Аэрофлотом, когда его надробили на части. Образовавшиеся обломки потом не могли поддерживать самолетный парк. Естественно, что его угробили. Доводили до нуля и выводили прибыль. Это вещь - железно следующая из законов рынка. Она действует по стране в целом, в том числе в энергетической системе. И никакими  репрессивными методами это изменить невозможно, так как рыночные механизмы обязаны работать. Схемы для вывоза денег найдут новые. 


РЕШАЕТСЯ БЕЗ РЕВОЛЮЦИЙ

- Вот послушает вас сейчас обыватель и вывод сделает, что Путин хочет навести порядок, а вы утверждаете, что в энергетике это невозможно - по каким-то всеобщим экономическим канонам…

- Давайте посмотрим, какое решение сейчас предлагает Путин. Направлю силовиков и они воров там слегка поурезонят.

- Но разве не надо?

- Конечно, надо делать - прямого воровства   там тоже хватает. Но при этом, если он настоящий управленец - обязан понимать, что проблему в целом подобные действия не решают никак. Потому что если человеку невыгодно вкладывать, то ты его никакими палками и плетками делать это не заставишь.

- И как же исправить положение?

- Исправить можно без насилия, используя рыночные механизмы. Все равно ведь людям нужны свет, тепло и электричество. Но ты, будучи собственником, не вкладываешься - в сети, электростанции, тепловые станции – тебе не выгодно. Тогда все просто. Включается рынок. 

- И в чью пользу в итоге получится?

- В пользу того, кто платит. «Кто платит, тот и музыку заказывает». Я профессионально собирал все данные и знаю - основным инвестором выступало всегда государство.  Это означает, что централизовать систему, в короткие сроки, собрать ее под нормальное управление – очень легко. Не потребуется никаких революций.                  

 КАК ДЕЛАЕТСЯ ПЕРЕСЧЕТ

- Значит пакеты акций  нужно переписывать в пользу тех, кто вкладывает. А как это технически осуществляется?

- Сейчас надо принимать закон в Государственной Думе, в котором будет сказано, как все эти инвестиции срочно поднять из документов, изучить. И в полном соответствии с Гражданским Кодексом они переводятся в пакеты акций…

- А как бы этот закон, к примеру, назывался? 

-  Он был, такой закон, их, на самом деле, было даже два. Первый, самый важный - «Об управлении государственными пакетами акций».  «Единая Россия» их просто не принимала, выкидывала, можно сказать. 

- А кто «проектант»?

- Закон делался давным-давно, разработчиком был я. Цель ставилась - упорядочить вопросы собственности в акционерных обществах с участием государства. Еще Витте говорил, что судьбу любой страны определяют три вещи: использование естественных преимуществ, порядок и ясность в отношениях собственности, и третья, более сложная штука – это эффективность расценивая имущества. Вот по двум пунктам реформа неверная – она не может создать правильного механизма расценивания имущества, и она создает абсолютно путанный порядок в отношении собственности.    

СИСТЕМНЫЙ СБОЙ

- Закон предлагался до начала реформы?

- Задолго, я говорил.

 - И до катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС?

- Эта катастрофа – следствие, частный случай. Дело не в одной энергетике или в космосе, где тоже плохо и аварии почти еженедельно в новостях. Нужно знать глубоко экономику, которой управляешь. Иначе системный сбой внутри тебя. Ты вынужден принимать все на веру, и вероятность быть обманутым слишком велика. 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram