Аргументы Недели → Общество

РПЦ: Лезть в прорубь на Крещение – страшный грех!

, 18:20

В Великом Новгороде 21-летняя девушка едва войдя в купальню потеряла сознание. Спасатели вытащили ее на берег, и передали врачам «скорой помощи». В Москве две молодые девушки, оступившись на льду, ушли под воду.

Если бы не спасатели, их бы уже отпевали…  Это лишь первые сводки МЧС.  А сколько простудилось? Неизвестно.

Люди ведь уверены в благодатности крещенских купаний. Даже заболев, решат, что простудились где-то еще. А вот епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин), викарий Московской епархии РПЦ предупреждает, что ныряния в прорубь – на самом деле грех и кощунство!Прежде всего, объясняет епископ, такие купания сопряжены с угрозой здоровью.

Что, собственно, и подтвердили инциденты в Великом Новгороде и Москве.

Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко накануне праздника Крещения напомнил, что бывали случаи массового заражения людей после купания в иорданях. Так вот, епископ Домодедовский пишет: «Неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно, также неизбежно вступает в противоречие с Евангелием. Христос искушавшему Его диаволу - тот предлагал прыгнуть с крыши храма, говоря, что всё равно ангелы подхватят, не дадут разбиться - отвечал так: «Написано: «не искушай Господа Бога твоего». Хочешь быть последователем Христа - не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим».

Убежденность людей в том, что благодатная сила крещенской воды «не даст совершиться ничему плохому» тоже противоречит Евангелию, считает епископ Евтихий. «Это все равно, что требовать от Бога чуда», - объясняет иерарх, и напоминает, что и Христос говорил: «род лукавый и прелюбодейный ищет себе знамения (чуда – прим. АН), и знамение не дастся ему…». 

Более того, купание в иордани – можно считать кощунством. Об этом еще в начале ХХ века писал в «Настольной книге священно-церковных служителей» авторитетнейший духовный писатель, выпускник Московской духовной академии Сергей Булгаков. Он объяснял, что освященную воду в Православной церкви считают великой святыней: « Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освященную воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах». Сам же владыка Евтихий сравнивает купание в иордани «с рассказами о том, как, якобы, на каком-то молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком, чтобы сделать свою кожу свежее, или с легендами об особой категории людей принимающих с той же целью ванны с шампанским...».  

Ошибаются те, кто надеется в проруби «смыть все грехи». «Наш Символ Веры гласит: «Верую во едино крещение во оставление грехов». И всякий православный человек должен знать, что грех смывается не в «Крещенской проруби», а в таинстве покаяния», - напоминает владыка Евтихий.

Ну а Сергей Булгаков  и вовсе считал, само собой разумеющимся, что «подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены». С этой точкой зрения согласен известный богослов, профессор Московской духовной академии, протодиакон Андрей Кураев. 

Патриарх Кирилл выступил мягче. Он призвал не превращать Крещение в фольклорный праздник, «когда в прорубь погружаются не для того, чтобы соприкоснуться с благодатью Божией, а в силу некоего обычая", Столь снисходительная позиция Святейшего понятна – в купаниях приняли участие десятки тысяч людей. А «тяжело пастырю идти против паствы» - это еще в беседе со Штирлицем герой легендарного фильма «Семнадцать мгновений весны» пастор Шлаг заметил.  

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram