Главное следственное управление СК РФ по Москве назначило психиатрическую экспертизу Магомеду Сулейманову, обвиняемому в убийстве бывшего полковника Юрия Буданова. Это всего лишь формальность – подозреваемый абсолютно вменяем.
Как удалось выяснить "Росбалту", Сулейманов, чье настоящее имя Юсуп-Хаджи Темерханов, имел весомые причины для того, чтобы ненавидеть людей, совершавших жестокие преступления на территории Чеченской республики. Десять лет назад пьяные солдаты заживо сожгли его отца, ответственности за это никто не понес.
На днях была закончена экспертиза паспорта на имя Сулейманова Магомеда Махмудовича, 1970 года рождения, который был изъят у подозреваемого во время задержания, рассказал «Росбалту» источник в правоохранительных органах. Специалисты дали заключение, что документ подлинный, фотография в нем не переклеена и т.д. Впрочем, спецслужбы уже знают, что настоящие имя и фамилия этого человека другие — Хаджи Хизриевич Темерханов, 1972 года рождения. Просто в Москве он использовал и документы на фамилию Сулейманов.
Темерханов никогда не был участником незаконных вооруженных формирований, у спецслужб нет данных о том, что он сам или его родственники когда-либо были связаны с боевиками. В 1990-е годы Юсуп-Хаджи уехал из Чечни в Москву, где занимался мелким бизнесом. В родном селе Гелдаген остались его родители. Отец Темерханова был инвалидом (в свое время получил тяжелую травму позвоночника), передвигался при помощи костылей. Несмотря на это, пожилой мужчина работал ночным сторожем на местном рынке.
В 2001 году поздно вечером на рынок в Гелдагене приехали пьяные люди в форме и с оружием. Свидетели говорят, что это были солдаты федеральных войск, которые хотели пополнить свои продуктовые запасы. Старый сторож попытался помешать им. Тогда его заперли в железном фургоне, в котором находилась комната охраны, а дверь снаружи подперли ломом. После этого нападавшие облили фургон бензином и подожгли. Мужчина сгорел заживо. Его родственники долгое время пытались добиться справедливости — установления и наказания виновных, но успехом их попытки не увенчались.
Ровно через десять лет после случившегося в Москве был застрелен бывший полковник Юрий Буданов, которого судили за расправу над чеченской девушкой, а также допрашивали в связи с исчезновениями и убийствами более 20 жителей Чечни. По подозрению в расстреле Буданова арестовали Юсуп-Хаджи, сына сожженного заживо старика.
Виновен ли он в устранении бывшего полковника, решит суд. Но мотив решиться на такой шаг у Темерханова был. Кто конкретно из военных расправился с отцом Юсуп-Хаджи — неизвестно. А Буданов был признан виновным в преступлениях на территории Чечни и, как считали в республике, так и не понес полного наказания.
У правоохранительных органов и спецслужб практически нет сомнений, что действовал Сулейманов-Темерханов в одиночку.