Аргументы Недели → Общество № 2(294) от 19.01.2012

Белорусский тоталитаризм: экономить на детях – убивать будущее

, 17:14

Михаил Делягин, директор московского Института проблем глобализации, продолжает расспрашивать Сергея
МУСИЕНКО, руководителя Минского аналитического центра «ЭКООМ», о жизни в современной Белоруссии.

- Как меняется число школ?

– К сожалению, нас коснулась общеевропейская тенденция сокращения населения. В 1991/92 учебном году было 5186 учреждений среднего образования с 1 миллионом 489 тысячами учащихся, сейчас работает 3433 (на селе 2189), в том числе 216 гимназий, 29 лицеев, 5 учебно-педагогических комплексов. В них учится 916 472 человек (в том числе на селе 208 514 человек – в среднем 95 учеников в одной школе).

Строятся новые школы в новостройках и агрогородках: в 2009 году построено шесть школ на 4092 ученика, в 2010-м –
восемь на 4619 учеников и в 2011 году – тоже восемь, но на 3901 ученика. По сравнению с прошлым учебным годом число учреждений среднего образования уменьшилось на 83 (учеников стало меньше на 23,9 тысячи), но гимназий стало на четыре больше, а число кадетских училищ выросло с трех до восьми.

Ряд школ существуют столетиями. Одна из первых в Белоруссии школ открыта в 1617 году в Слуцке Минской области – и работает сейчас как слуцкая гимназия №1. Среди её учеников – основоположник акушерства в России, академик, действительный тайный советник Эдуард-Антон Яковлевич Крассовский (1821–1899).

– Сколько лет учатся? Есть ли специализированные школы? Частные?

– В школы идут с шести лет, они бесплатны. С 1 по 4-й классы – начальное образование, с 5 по 9-й – базовое, с 10 по 11‑й – среднее. Действует 10-, а не 5‑балльная система оценки.

Среднее образование получают также в ПТУ и техникумах, в которые принимают после 9-го класса.

Негосударственных учреждений среднего образования около десятка, в них учится порядка 600 человек. Они не смогли конкурировать с государственными по качеству подготовки. Очень многие государственные школы заведомо сильнее частных.

Спецшкол много, они разные. Возможно, это тема для отдельной беседы: стоит вспомнить Республиканскую гимназию-колледж при Белорусской государственной академии музыки в Минске, которой более 75 лет. Свыше тысячи её выпускников стали лауреатами национальных и международных исполнительских конкурсов, более 250 учащихся добились премий и стипендий фонда президента Белоруссии по поддержке талантливой молодёжи.

Система внешкольного образования и воспитания разветвлена: это сеть кружков и клубов по интересам, спортивных секций, внешкольных учреждений по организации досуга и развитию способностей. Обычно они работают за совершенно символическую плату. Это обеспечивает доступность и соответственно массовость. Если в 2006 году в 351 учреждении внешкольного воспитания и обучения занимались 376 тысяч учащихся, то в 2011 году, несмотря на экономические трудности, число учреждений выросло до 381, а число занимающихся – до 415 тысяч

– Почти вся молодёжь на улицах Минска, областных центров и маленьких городков, где я был, выглядит спортивно, на фоне Москвы это поражает.

– Подготовку спортивного резерва ведут 492 специализированных учебно-спортивных учреждения и 12 средних школ олимпийского резерва. В них проходят подготовку 194 тысячи человек – это 18% всех школьников!

Прошлым летом за счёт бюджета и государственного социального страхования отдохнули и поправили здоровье 412,2 тысячи детей – почти 45% их числа.

– Какие экзамены сдают школьники?

– С 1 по 4-й класс по ряду предметов даже отметок не ставят. С 5 по 9-й класс сдают русский, белорусский, математику и историю Белоруссии. В 11-м классе по завершении средней школы сдают два обязательных экзамена (математику и русский или белорусский) и третий на выбор. В 2011 году тестирование по белорусскому языку проходили 52,6 тысячи выпускников, а по русскому языку – 94,5 тысячи.

Со следующего учебного года в 11-м классе будет обязательный экзамен по иностранному языку – апробация прошла в семи местах. Уже увеличено количество часов иностранного языка с первого же класса, предусмотрено деление каждого относительно большого класса на три языковые группы, утверждены программы по английскому, немецкому, французскому, испанскому и китайскому языкам на уровне, позволяющем свободно общаться с носителями языков.

– Как оборудованы школы?

– Компьютерами и Интернетом обеспечены все школы. К широкополосному доступу осталось подключить около 15% учреждений.

С 2011 года в пяти школах идёт апробация электронного обучения: по программе «1 ученик – 1 компьютер» дети получают индивидуальные нетбуки, защищённые от влаги и падения с высоты 70 см.

Все школьники обеспечены учебниками. В 2011 году их было 160 наименований общим тиражом 4,5 миллиона экземпляров. По ряду дисциплин есть альтернативные программы, которые выбирают педагоги совместно с родителями.

Приоритеты жёстки: в Минобразования косметический ремонт начали делать только после приведения в порядок всех школ страны – в прошлом году! Первокурсники порой жалуются, что в школе условия занятий были лучше. В некоторые школы, да и детские сады, впору зарубежные делегации водить – учиться.

– Какова квалификация учителей? Проходят ли они психологическую проверку?

– Один учитель приходится на 9 учеников. Всего учителей 108 тысяч, в том числе пенсионного возраста – 8605 человек, а молодых специалистов – 6200 человек. Молодому учителю на селе, как и в целом молодым специалистам, дают жилье в ускоренном порядке. Высшее образование имеют более 90%, высшую и первую квалификацию – почти три четверти учителей.

С 1996 года везде, начиная с начальной школы, введена должность психолога. Он работает и с детьми, и с учителями. Если в педагогическом вузе просмотрели проблему выпускника – её выявят на месте в коллективе.

– Сколько детей в среднем в одном классе?

– По закону в начальной школе в классе не может быть больше 20, а в средней – 25 учеников. В среднем по стране 18, но местным властям разрешено открывать класс даже для единственного ученика, и такие случаи есть. У нас и министр финансов понимает: экономить на детях – убивать собственное будущее.

– Какова нагрузка на среднего учителя? Сколько получают учителя?

– Ставка – 18 учебных часов в неделю, включая дополнительные занятия. В Минске молодой учитель получает на эту ставку, по сегодняшнему курсу, от 3,8 до 9,5 тысячи российских рублей. Ещё год назад зарплата была достойной, и в этом году ситуацию будут выправлять: по поручению президента, она будет поэтапно повышаться.

– Насколько престижна профессия учителя?

– Непростой для меня вопрос. Я вырос в семье школьных учителей, мама проработала в школе относительно недолго, а отец почти 50 лет – в Молдавии, Украине, Казахстане, России и Белоруссии! А мне судьба подарила встречи с большим числом замечательных педагогов.

В СССР для повышения престижа учительского труда проводился конкурс «Учитель года», – и последним победителем стал физик минской школы №49 Валерий Александрович Гербутов. В 2011 году в Белоруссии прошёл IX республиканский конкурс с участием 10 тысяч педагогов, есть клуб педагогов победителей.

Есть старая школа педагогов, на которой во многом всё держится. Есть очень толковая и талантливая молодёжь, хотя, к сожалению, меньше, чем надо.

В Белоруссии престиж профессии учителя определяется не деньгами, а личностью педагога, и учителя пользуются огромным уважением. Все понимают, что страна держится на них. Замечу, что мужчин в школах работает немногим больше 14%, эта проблема с советских времён не решена.

– Происходит ли закрытие малокомплектных школ в сёлах и посёлках?

– Увы, такие факты есть, но вот жалоб на закрытие школ нет. Проблема решается централизованным подвозом учащихся в более крупные школы и комплексами типа «детский сад-школа»: 97% из них расположены на селе.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram