Под занавес ушедшего года в Петербурге открылась 65-я станция метро. Долгострой «Адмиралтейской» наконец-то завершился. Ее могли запустить в 1997 году вместе с двумя другими станциями Правобережной линии — «Спортивной» и «Чкаловской». Не сложилось. Сначала как всегда не хватало средств, а затем возникли проблемы с местом выхода наклонного хода на поверхность. Тем не менее, спустя 10 лет окончательное место было выбрано и началось строительство.
Внутренне убранство «Адмиралтейской» решили посвятить морской и исторической тематике. Автором проекта стал архитектор Александр Константинов. Внизу интерьер станции украшен якорями, барельефами русских адмиралов и флотоводцев — Ушакова, Нахимова, Макарова, Апраксина, Беллинсгаузена и Григоровича работы скульпторов Валентина Свешникова и Альберта Чаркина. В торце — мозаичное панно «Основание Адмиралтейства», созданное художником Александром Быстровым. Верхняя «палуба» станции также украшена мозаичным панно.
Глава Петербургского метрополитена Владимир Гарюгин рассказал корреспонденту «АН», что «вестибюль станции был возведен за счет инвесторов. Взамен этого город бесплатно выделил им участок земли и согласовал строительство надземной части здания площадью 988,2 м2». Общую сметную стоимость строительства станции руководитель метрополитена назвать не смог: «Ее никто не знает, сейчас мы обсчитываем сумму, думаю, к февралю мы подсчитаем, ведь станция строилась более 10 лет».
«Выход» найти нелегко
В наступившем году ожидается открытие еще одной станции, это будет «Международная», в 2013 году откроется «Бухарестская». А вот со строительством второго выхода на станции «Спортивная» пока проблемы: до сих пор не выбран окончательный вариант места выхода на поверхность — тоже, кстати, затянувшаяся история. Предполагалось три варианта: один из них — подземный пешеходный переход под площадью у Тучкова моста и два других — в зоне исторической застройки Васильевского острова. Еще в 2005 году проходили общественные слушания по поводу расселения и организации выхода в одном из исторических зданий. Тогда мнения горожан разделились фактически пополам. Жители соседних домов были категорически «против», а жители самого дома — категорически «за», ведь расселение — единственная возможность выехать из постылых коммуналок. Сегодня второй выход со «Спортивной» планируют построить либо на перекрестке с набережной Макарова, либо на перекрестке Кадетской и 1-й линий. И произойдет это не раньше 2015 года.
Ближайшие планы метростроевцев
На 2013-й год запланировано открытие наземного вестибюля действующей станции «Спасская» — угол Сенной площади и улицы Ефимова. В перспективе его, а также павильон «Сенной площади» включат в единый объем торгового центра ПИК-2. Несколько позже 5-я (сиреневая) линия продолжится еще южнее, где откроются «Проспект Славы», «Дунайская» и «Южная». На север эта же ветка продлится до станции «Шуваловский проспект» (рядом с планируемым зоопарком). Удлиняется и 4-я ветка: за «Спасской» появится «Театральная». В 2012 году начнется строительство новой, 6-й линии. Первоначально она будет включать шесть станций: «Обводный канал» (переход на 5-ю линию), «Боровую», «Черниговскую» (переход на «Московские ворота»), «Броневую», «Путиловскую» (переход на «Кировский завод») и «Казаковскую». Однако сроки открытия станций постоянно меняются, поэтому точных дат их запуска никто назвать не может. Главная проблема — сложности при поиске площадок для надземных вестибюлей, по крайней мере так утверждают работники метрополитена. Ранее главный инженер «Метростроя» Алексей Старков рассказал журналистам, что «только по Калининско-Красносельской линии из 23 площадок свободны лишь шесть». То есть земельные участки, на которых должны были построить вестибюли, проданы или сданы в долгосрочную аренду. Руководитель метрополитена Владимир Гарюгин в беседе с корреспондентом «АН» подчеркнул суть проблемы: «Если бы было место, где размещать вестибюли, мы бы давно уже “уехали” на юго-запад города»
Сколько будем платить за проезд?
Еще одно нововведение, которое ожидает пассажиров, — зональная система оплаты проезда. Такая система за рубежом действует уже давно.
Первоначально планировалось, что это произойдет в 1912 году. ГУП «Петербургский метрополитен» проводит модернизацию системы контроля оплаты проезда и установку турникетов нового поколения, которые уже появились на некоторых станциях. Предполагается, что зон всего будет 3: центр и наиболее загруженные пересадочные станции, промышленный Петербург и спальные районы.
Дифференцированная оплата проезда в зависимости от маршрута поездки потребует от пассажира прикладывать карту к считывающему устройству не только при входе на станцию, но и при выходе, чтобы система могла сама подсчитать, сколько он в итоге проехал, и списать необходимую сумму с его счета. Более того, новое программное обеспечение турникетов позволит дифференцировать оплату проезда не только в зависимости от дальности поездки, но и от времени суток: будут учитываться проходы в пиковое/непиковое время, а также в рабочие/нерабочие дни.
При этом в петербургском метро уверены, что удорожание коснется только 17,5% пассажиров, которые редко пользуются этим видом транспорта: для остальных стоимость проезда не изменится или даже уменьшится.
Владимир Гарюгин пояснил, что условия для введения оплаты по зонам есть и сейчас, однако смысла в ней немного. Говорить об этом можно будет лишь после того, когда хотя бы частично в эксплуатацию вступит кольцевая линия. Тогда у пассажиров появится выбор — ехать более длинной дорогой, но без пересадок, либо короче, но уже меняя линию движения. Так что зональная тарификация в питерском метро появиться, скорее всего, не раньше 2015 года.
Что касается финансирования метро, то в конце ноября минувшего года правительство города утвердило целевую программу «Развитие транспортного комплекса Санкт-Петербурга до 2015 года». За четыре года на ее финансирование планируется выделить 137,3 млрд руб. Но если финансов будет больше, то метростроевцы готовы их «освоить». В этом уверен руководитель «Метростроя» Вадим Александров. Пока же, по его словам, за уже построенную 65-ю станцию петербургского метрополитена город должен еще 360 млн руб. Глава «Метростроя» надеется, что деньги будут выделены в 2012 году, возможно — из вышеназванной программы.
Справка:
- Станция метро «Адмиралтейская» —- самая глубокая в России и вторая в СНГ после «Арсенальной» в Киеве.
- «Адмиралтейская» —10-я на 5-й линии.
- Ее заложили на глубине около 90 м.
- Станция имеет два наклонных входа длиной 125 м и 30 м соответственно.
- Коридор между эскалаторами имеет длину 112 м.