Нарезающие колбасу и соленые огурцы хозяйки, нервничающие в ожидании застолья гости, а вы знаете, что главной новогодней закуске каждого уважающего себя выходца из СССР в этом году исполняется 150 лет?
150 лет назад в московский ресторан «Эрмитаж» полакомиться блюдами французского повара Люсьена Оливье приезжали и Федор Достоевский, и Лев Толстой, и Иван Тургенев.
«Однажды он подал салат, аналогов которому не было тогда в мире. Он этот салат нарубил из оставшихся ингредиентов, что-то там ему не подвезли, ну, нарубил не он, а его поварята, и когда они спросили, как это назвать, он сказал «Напишите «салат Оливье», - так пересказывает старую легенду художественный руководитель Театра Школы современной пьесы Иосиф Райхельгауз.
Правда, в том, самом первом Оливье не было докторской колбасы, зеленого горошка и даже вареной картошки.
Вы удивитесь, но для его приготовления 150 лет назад надо было взять 2 рябчика, телячий язык, четверть фунта паюсной икры, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую. Для соуса: майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского (оливкового) масла.
Впрочем, и это – не рецепт Люсьена Оливье. Этот набор ингридиентов зарегистрирован в 1904 году. Утверждают, что тайна состава первого салата исчезла вместе со смертью автора. Но мы склонны верить, что никакого твердого рецепта просто не было: он этот салат нарубил из оставшихся от остальных блюд ингредиентов.
Вот тут и кроется главная тайна такой страстной любви русских к этому блюду: как большая и трепетная душа россиянина салат этот всегда нов и неожиданен на вкус, несмотря на свою привычность и простоту.
И не спорьте, пожалуйста, ваш Оливье - самый правильный.