Минувший 2011 год можно смело называть годом уничтожения российской военной лётной школы. Проведённые под руководством министра обороны А. Сердюкова и Главкома ВВС А. Зелина реформы военного лётного образования ставят крест на этом виде вооружённых сил. Через пять – семь лет, несмотря на возможное обновление авиационного парка ВВС, поднять в воздух машины будет просто некому.
Факты таковы: за последние годы расформированы три академии, готовящие старший и высший командные составы для ВВС; закрыты 18 высших военных авиационных училищ. Всего в России осталось 4 центра подготовки военных лётчиков. В Воронеже сухопутчики готовят весь спектр специалистов для ВВС. Лётный центр – в Краснодаре. В Липецке лётчиков планируют тренировать на выполнение практических задач, а в Ярославле – будет проходить подготовка специалистов по противовоздушной обороне.
В 2011 году на факультет базовой лётной подготовки Краснодарского высшего авиационного училища принято 15 курсантов. Из них только трое готовятся для Минобороны. Подготовка остальных ведётся по заказу других силовых ведомств: МВД, ФСБ и МЧС.
После незаконного приказа Минобороны о создании военного учебно-научного центра в Воронеже, отменяющего решение правительства России о формировании его в Монино, в Воронеж переехали только 15 человек из 148 профессоров, 129 докторов наук и 617 кандидатов наук Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. Все остальные были уволены.
Председатель докторского диссертационного совета «Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА»), генерал-лейтенант запаса Иван Найдёнов заявил: «Тема первого занятия (в Воронеже) с будущими командирами была посвящена тому, как рыть окопы в песчаной и глинистой местностях. И это слушал будущий высший командный состав наших ВВС!»
Государство планирует в ближайшие годы потратить сотни миллиардов рублей на закупку новой техники для ВВС России. Строит истребитель Т-50 пятого поколения. Похоже, честнее было бы строить табуретки.