Аргументы Недели → Общество № 51(292) от 29.12.2011

Пей дома, веселись на площадях

, 18:05

Впервые в центре Москвы продажу алкогольной продукции и пива в новогоднюю ночь запретят. С 19 часов 31 декабря до 8 утра 1 января спиртное можно будет приобрести только за пределами ЦАО.

Ввести локальный сухой закон во время празднования Нового года предложили в окружном управлении потребительского рынка. Префектура Центрального округа инициативу поддержала. Теперь тысячи людей, встречающих праздник на Красной площади и в её окрестностях, рискуют остаться без питья.

К ограничению продажи алкоголя добавляется также и запрет на пронос любых напитков в стеклянной таре на Красную, Лубянскую, Тверскую, Театральную и Пушкинскую площади, а также площадь Революции. Префект ЦАО Сергей Байдаков отмечает, что все эти меры вводятся для обеспечения безопасности жителей и гостей города. Таким способом власти намерены бороться также и со скоплениями опасного мусора в виде битого стекла.

Безалкогольные субъекты

Как известно, в связи с последними изменениями в законодательстве у субъектов Российской Федерации существуют широкие полномочия, вплоть до полного запрета продаж алкоголя. И если раньше местные власти ограничивали торговлю спиртным преимущественно во время празднований Дня города или в день последнего звонка в школах, то в Москве эта чаша не минула и самую весёлую ночь в году.

«В принципе идея властей понятна, – говорит Павел Шапкин, руководитель центра разработки национальной алкогольной политики. – Эти меры приняты, чтобы люди не «добавляли» во время массовых гуляний. Народ может начать распивать на улице, нарушая массу установленных запретов на публичное употребление спиртных напитков. Но по большому счёту эта мера не очень эффективна. Никто не отменял кафе, клубы и рестораны, многие из которых будут работать. Кроме того, люди смогут спокойно пронести алкоголь с собой, пусть и не в стеклянной таре. Скорее это мера самоуспокоения, но хуже от неё точно не будет».

Согласен с этим мнением и Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя: «Можно порадоваться за чиновников. Теперь они смогут отчитаться перед мэром о принятых мерах по снижению алкоголизации. Понятно, что все принесут алкоголь с собой. Ни на один миллиграмм меньше в Центральном округе Москвы выпито не будет. Все меры по подобным ограничениям приводят только к тому, что продукции закупается в полтора-два раза больше, с запасом».

На данный момент основная масса алкогольной продукции приобретается в магазинах шаговой доступности, в супермаркетах и гипермаркетах. Накануне праздников большой популярностью пользуются так называемые дискаунтеры, где алкоголь закупается значительными объёмами и по выгодной цене. Что касается палаток и ларьков, то торговля алкоголем, за исключением пива, в них давно запрещена. Пенный же напиток будет продаваться в них вплоть до 1 января 2013 года. Затем, приравненный к алкоголю, этот продукт переместится в обычные магазины, что несомненно сильно ударит как по представителям малого бизнеса, так и по самим пивникам.

«Не приходится сомневаться: запрет торговли пивом в палатках и ларьках будет приводить к их закрытию, – считает предприниматель Роман Жигульский. – Сегодня рассматривается законопроект о запрете продажи в объектах стационарной торговли также и табачных изделий. Иными словами, если запретят и пиво, и табак, то работа палаток, по сути, станет нерентабельной. Без пива загнётся и часть палаток фастфуда. Такое сокращение точек продаж будет неудобно прежде всего самим покупателям, которые будут вынуждены проделывать часто более длинный путь до ближайшего супермаркета». Кроме того, по мнению Романа Жигульского, воздействие на официальную дистрибуцию может повлечь за собой развитие неофициальных каналов продаж: «Вакуума в бизнесе не бывает. Продукцию могут продавать таксисты, бабушки и т.д.».

Ещё один способ реализации алкогольной продукции – продажи через Интернет, ситуация с которыми сложилась неоднозначная. «Дистанционная продажа алкоголя через Интернет де-юре запрещена постановлением правительства, но никакой ответственности за нарушение этого запрета не установлено, – говорит Павел Шапкин. – Поэтому интернет-магазины и поныне торгуют спиртным, не обращая внимания на запреты».

Надо сказать, в России за алкогольную отрасль давно серьёзно взялись как на федеральном, так и на региональном уровнях. Перелицензирование участников рынка, введение минимальных цен, запреты продаж в ночное время – все эти меры направлены на сокращение числа производителей спиртных напитков и снижение алкоголизации населения.

Прямая речь

Михаил БЛИНОВ, президент Ассоциации импортёров вин:

– Не имею ничего против меры по запрету продаж алкоголя в новогоднюю ночь в Центральном округе. Угрозы бизнесу это не несёт, компании точно не разорятся. А грамотная запретительная политика если и не решает проблему алкоголизации населения, то однозначно улучшает криминальную статистику. Люди, конечно, пить меньше не будут, но ситуации, когда нетрезвые граждане идут «догоняться» в доступные точки и начинают куролесить, становятся более редкими.   

Могу сказать, что здоровая часть общества с нормальным отношением к алкоголю от запретительных мер не пострадает. Вряд ли в новогоднюю ночь кто-то понесёт на улицу алкоголь в грелках и другой необычной таре. Допускаю, люди могут положить в сумку шампанское с бокалами, но не более. 

Ни бабушки, ни таксисты не компенсируют и не достигнут того объёма реализации алкоголя, который есть у супермаркетов и легальных магазинов. Никакие старушки-самогонщицы не сравнятся с заводскими мощностями. Эта гипотеза из разряда тех, когда говорят, что повышение акцизов приведёт к популяризации самогона. На самом деле повышение акцизов на алкоголь – это мера гораздо более эффективная для борьбы с алкоголизацией, чем все остальные запреты.

Капитализм с трезвым лицом

К слову, мера по ограничению продаж во время массовых новогодних гуляний абсолютно не новая. Ничего другого для борьбы со злоупотреблением алкоголя и его последствиями придумать пока не смогли. Так, в Ульяновской области о подобной инициативе местных властей объявили ещё в октябре. В этом регионе действует запрет на торговлю в праздничные дни спиртными напитками крепостью выше 15 градусов. В случае нарушения закона для должностных лиц предусмотрен штраф в 8 тыс. рублей, для торговых сетей – 80 тысяч.

В целом сегодня в 80 странах мира полностью запрещают или ограничивают продажи алкоголя. Ночная торговля алкоголем запрещена в Великобритании, Латвии и ряде других европейских стран. Ещё сложнее приходится жителям скандинавских государств (кроме Дании), где алкоголь стоит настолько дорого, что их жители предпочитают отправляться в алко-туры выходного дня.

 В Объединённых Арабских Эмиратах, Иране и Египте действует полный запрет употребления алкоголя.

С конца этого года спиртные напитки в ночное время нельзя также приобрести и во Флоренции. Жителям этого итальянского города в ночные часы нельзя покупать любые другие напитки, разлитые в стеклянную тару. Под запрет попадают даже ночные дискотеки и бары. Запрет и на алкоголь, и на стеклянную тару отменятся только в новогоднюю ночь.

Москвичам в новогоднюю ночь повезло меньше, чем флорентийцам. Однако менталитет российских граждан особый. Как справедливо отмечают наши эксперты, в праздничную ночь алкоголя выпито меньше не будет.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram