Политическая активность петербуржцев постепенно сменяется активностью потребительской, которая в этом году имеет ряд особенностей.
Во‑первых, рост покупательской активности в 2011 чуть ниже, чем в прошлом году. Причин тому несколько, включая довольно внушительную инфляцию: Петростат уже спрогнозировал рост цен в декабре на 6–10%. Не последнюю роль играет и погода — отсутствие снега не самым лучшим образом сказывается и на ожидании праздника, а он, как известно, прибыль приносит солидную.
Во‑вторых, есть еще один фактор, который отражается на продажах этой зимой, — резко обострившаяся конкуренция между ритейлерами. Все дело в том, что петербуржцы стали очень требовательны и избирательны в своих предпочтениях.
Если за продуктами горожане ходят в ближайший гипермаркет, где, несмотря на регулярный рост цен, исправно запасаются едой, то за более серьезными покупками, а также за развлечениями отправляются в самые крупные комплексы, такие как «Галерея», «Лето», «Радуга» или «Мега».
Но и от них покупатели уже устали. Некоторая пресыщенность объясняется, в первую очередь, однообразием представленных там брендов. Они везде одни и те же, поэтому особенно выгодным сегодня считается наличие новых марок.
Трудно приходится гигантам, а середнячкам и мелким ТЦ еще тяжелее. Даже если они расположены в самом центре города или у метро, поток покупателей не гарантирован. Сегодня удачное местоположение залогом успеха вообще не является. Яркий пример — «Невский атриум»: ТЦ постепенно теряет покупателей и, само собой, арендаторов. Главное условие выживания сейчас, говорят специалисты, — это наличие грамотной концепции и новые бренды. Ни тем ни другим «Невский атриум» похвастаться не может, отсюда его медленное угасание.
Принимая во внимание все эти тенденции, трудно не задаться вопросом: как будет развиваться петербургская торговля в ближайшем будущем?
Доцент кафедры ФРФМ НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Котляров говорит о том, что ритейлеры, реагируя на изменение этих настроений, придумывают новые форматы торговли: «Например, все более популярным становится слияние традиционных и электронных магазинов. Покупатель приходит в привычную торговую точку, где может проверить все характеристики нужного ему товара (при обычной покупке через сеть такое невозможно), а потом, прямо на месте, через мобильный телефон или ноутбук выходит на сайт этого магазина и заказывает товар через интернет. Затем сразу же получает его на кассе — по цене, ниже обычной магазинной. Дальше всех в этом направлении продвинулась сеть «М‑Видео», в магазинах которой для выхода в сеть даже не нужно своей техники — для удобства покупателей там стоят подключенные к интернету компьютеры. Покупатель получает возможность сэкономить, а магазин — увеличить объемы продаж и привлечь охочих до торговых новинок клиентов. Ну и не стоит забывать о том, что этот год стал для нашего соседа — Финляндии — рекордным по числу выданных виз, а значит, часть питерских шопоголиков потратит свои деньги не в нашем городе, а на рождественских распродажах в Стране Суоми. Вообще ездить в Финляндию за покупками стало в Питере доброй традицией, чему способствует как географическое положение нашего города, так и желание петербуржцев совместить удовольствие от шопинга с удовольствием от поездки в другую страну, а также — чего греха таить — купить товары в «настоящем» иностранном магазине».
Эксперты полагают, что если рынок торговой недвижимости будет следовать по западному пути развития, то в скором времени можно ожидать появления у нас в городе крупных универмагов. Пока этот формат в Петербурге представлен слабо. Бывшие крупные универмаги, такие как «Нарвский», «Московский», «Купчинский», преобразовались в торговые галереи брендовых магазинов, объединенных только единым названием универмага. Даже Большой Гостиный двор свои площади сдает в аренду операторам ритейла, хотя частично там еще ведется торговля в формате универмага.
Возвращение универмагов будет скорее всего происходить усилиями западных операторов. Яркий пример — «Стокманн», который занимает большую часть ТЦ «Невский центр». Однако он отступает от классических канонов формата, так как находится в составе торгового комплекса.
В конце года должен будет открыться после затяжной реконструкции ДЛТ. Компания Mercury собирается превратить его в гигантский универмаг наподобие московского ЦУМа. Что из этого получится, мы увидим очень скоро.
Итак, петербургская торговля остается живым и очень подвижным сектором городской экономики. Ситуация в этой сфере меняется стремительно, отражая как в зеркале настроения горожан и их доходы.