Жильё Петербуржцев глазами жильцов. Дефицит жилья, который, несмотря на все декларируемые достижения строительной отрасли, никак не желает сокращаться, позволяет застройщикам продолжать обходиться без конкуренции по качеству. Никаких сравнительных анализов или рейтингов строительных компаний, с помощью которых можно было бы получить представление о качестве построенных ими объектов, не существует. По мере возможности наш корреспондент попытался заполнить этот пробел. Правда, поскольку выводы основаны исключительно на субъективных оценках покупателей, считать их стопроцентно достоверными ни в коем случае нельзя.
При покупке квартиры по-прежнему определяющими факторами выбора остаются стоимость квадратного метра и сроки предполагаемого строительства, следующим по значимости оказывается местоположение будущего объекта. На качество окружающей среды - социальную и транспортную инфраструктуру - обращают внимание в третью очередь, еще реже интересуются экологической чистотой будущего места проживания. Информацию о качестве будущего жилья покупатели, возможно, и запрашивают, но получить ее им просто негде.
Застройщики сводят свои сообщения к минимуму — как правило, сообщается о планировке квартир, технологии постройки дома (кирпич, монолит, панель) и иногда добавляется завлекательное «по современным технологиям». Во всем остальном покупатель должен полагаться только на свою интуицию и опыт тех, кто уже покупал жилье от конкретного застройщика. Эксперты подтверждают, что достоверную информацию о качестве будущего жилья получить попросту невозможно.
«Никаких доказательств надежности или ненадежности застройщиков не существует, - отмечает Леонид Сандалов, зам. генерального директора АН «Бекар». - Ни размер компании, ни время работы на рынке, ни заявка на «элитность» не защищают людей от проблем — пример тому судьба дольщиков «Строймонтажа». Как правило, поясняет эксперт, выявить брак «невооруженным глазом» практически невозможно, все дефекты - скрытые. «Есть только один способ, - признается он. - Отправляясь подписывать акт приема-передачи квартиры, взять с собой профессионального строителя, чтоб он смог обнаружить более или менее явные огрехи - стяжки без отделки, перекошенные стены, не закрывающиеся стеклопакеты - и помог грамотно составить перечень претензий». «Что до остального, - заключает Сандалов - то, как правило, на первом этапе эксплуатацией дома занимаются созданные самим застройщиком УК, и в их задачу входит замаскировать огрехи строителей».
Еще одна возможность оценить качество будущего жилья, говорят эксперты, это посмотреть отзывы о построенных объектах в Интернете. Правда, тут же указывают на необходимость тщательно «фильтровать» высказывания. «У нас в стране очень развита недобросовестная конкуренция, поэтому надо отделять высказывания покупателей от черного пиара, который устраивают конкуренты, - предостерегают специалисты. - Впрочем, оценивая положительные отзывы, надо учитывать и то, что их очень часто пишут менеджеры самого застройщика». Тем не менее мы постарались проанализировать отзывы покупателей квартир в домах, построенных ведущими петербургскими застройщиками, и на их основе составить собственный рейтинг качества строительства. Рассматривались и оценивались отзывы, опубликованные на форумах Domkontrol.ru, vdolevke.ru и Этажи.ру. Причем поскольку всем довольные и не имеющие никаких претензий к застройщику покупатели, как правило, не стремятся оставлять свои комментарии на форумах, то анализировать пришлось главным образом жалобы.
Чаще всего покупатели жалуются на срывы сроков сдачи дома, эти претензии выдвигаются практически всем застройщикам. Второе место занимают проблемы с электро- и водоснабжением, с которыми новоселы внезапно сталкиваются после окончания строительства, когда выясняется, что застройщик не урегулировал свои отношения с монополистами. Третье место по частоте упоминаний принадлежит формам составления договоров: судя по отзывам, покупатели все-таки стремятся покупать квартиры у тех застройщиков, которые работают по 214-ФЗ (хотя, как показывает практика, покупают и по всем остальным схемам — вплоть до договоров купли-продажи, оформленных на сторонние организации). Претензии к качеству построенного жилья находятся на четвертом месте.
Чаще всего покупатели жалуются на некачественно выполненную отделку, трещины, перекошенные стены, плохие стеклопакеты и вздувшиеся полы. В отдельную группу жалоб стоит выделить сообщения о том, что застройщик самовольно уменьшил площадь квартир, в результате балконы или комнаты оказываются меньше тех, которые приобретал (и за которые уже уплатил) покупатель. К этой же группе жалоб можно отнести и высказывания о нежелании застройщика исправлять недоделки. На пятом месте находятся претензии по поводу навязывания застройщиком управляющих компаний, созданных им же, и оценка деятельности этих УК. Жалобы на плохую экологию, неразвитую инфраструктуру, неудачное местоположение дома относятся к категории единичных.