Аргументы Недели → Общество № 50(291) от 22.12.2011

Бои без правил

Скандал вокруг НИИ медицинской техники набирает обороты

, 18:23

В октябре этого года в «АН» был опубликован материал «Медицинский беспредел», посвящённый судьбе Всероссийского научно-исследовательского испытательного института медицинской техники (ВНИИИМТ). В нём мы рассказали о том, как учреждение с полувековой историей, выполняющее важнейшие государственные задачи, гибнет от рук чиновников Росздравнадзора. По закону именно это ведомство должно финансировать институт, помогать в решении возникающих проблем и поиске новых путей развития. Однако вместо помощи институт получает прямо противоположное – бесконечные проверки, проходящие с грубейшими нарушениями, беспрецедентное давление на директора, возродившего НИИ после разрухи 1990-х, игнорирование любых попыток обратить внимание на проблемы и нужды учреждения. «АН» продолжают следить за развитием событий. Благо этих самых событий во ВНИИИМТ сейчас более чем достаточно. Правда, не сказать, что хороших...

Убрать по-тихому

Как писали «Аргументы недели», на момент выхода материала «Медицинский беспредел» директор ВНИИИМТ Ю.К. Ларионов находился в больнице. В ноябре Юрий Кириллович узнал, что в Минздравсоцразвития наконец услышали о проблемах в институте (допускаем, что услышали не без помощи «АН». – Прим. авт.) и приняли к рассмотрению докладную записку директора института на имя министра здравоохранения и социального развития Т. Голиковой. Эту записку обсудили на совместном совещании Департамента развития фармацевтического рынка и Департамента имущественных отношений Минздравсоцразвития России. На совещании присутствовал и Ю.К. Ларионов. По итогам мероприятия ему было поручено подготовить и представить дополнительные материалы по существу вопроса. Таким образом, в Минздраве дали понять, что работа по проблемам ВНИИИМТ только начинается.

О прошедшем мероприятии и его результатах Ю.К. Ларионов, как и полагается, письменно уведомил временно исполняющую обязанности руководителя Росздравнадзора Е.А.Тельнову. Отметим, что директор вполне мог бы этого и не делать, зная её «хорошее» отношение к институту. Однако решил поступить как честный, уважающий закон человек – за что и поплатился. Не дождавшись дальнейших действий Минздравсоцразвития, Е.А. Тельнова издаёт приказ об увольнении Ю.К. Ларионова с поста директора ВНИИИМТ. Примечательно, что в Росздравнадзоре даже не пытались найти основания для увольнения «за плохую работу»: директора «убрали» по пункту 2 ст. 278 Трудового кодекса, по которому учредитель (а именно им является Росздравнадзор по отношению к ВНИИИМТ) может лишить должности начальника подведомственного учреждения, не утруждая себя объяснением причин. Словом, последовательный курс «на выживание неугодных» виден невооружённым глазом.

Отметим, что увольнение было уже во многом формальным шагом. Примерно за месяц до этого у Ларионова без объяснения причин отобрали право первой подписи на финансовых документах. Сейчас институт обезглавлен окончательно. Вопрос о том, зачем всё это нужно Росздравнадзору, по-прежнему остаётся открытым.

Папа решает, а Вася сдаёт

Фактов, свидетельствующих, что возрождённый Ларионовым и его командой институт по непонятным причинам стал для Росздравнадзора костью в горле, – хоть отбавляй. Взять хотя бы отношение чиновников к разумной и своевременной инициативе ВНИИИМТ по организации на базе института общероссийского Центра медико-технической экспертизы медицинских изделий, который на основании анализа технических характеристик мог бы предоставлять экспертные заключения по закупаемому на торгах медоборудованию. В подтверждение необходимости его создания дирекция ВНИИИМТ продемонстрировала достаточное количество запросов из судов, муниципальных и региональных администраций, лечебных учреждений. От экспертных заключений по этим запросам зависят судьбы миллионов людей. Также были представлены все необходимые расчёты и обоснования, перечень необходимых действий. Однако эти документы застряли у руководства Росздравнадзора и до исполнителей не дошли. Как, кстати, не доходят и многочисленные письма и служебные записки, указывающие, что Росздравнадзор, как учредитель, не обеспечивает институт всем необходимым для нормальной работы.

Не даёт Росздравнадзору покоя и здание института на Каширском шоссе, которое было в прямом смысле слова отвоёвано у рейдеров. Часть его уже отобрана: помещения общей площадью 4 тыс. кв. м переданы другому институту Росздравнадзора. Сейчас «на мушку» попало ещё 1,5 тыс. кв. м помещений института, расположенных в одном из корпусов: решается вопрос о переходе этих помещений Онкоцентру им. Блохина.

Ещё один «подарок» институт получил в октябре 2010 года. У ВНИИИМТ отобрали функцию мониторинга медицинской техники, поставляемой в лечебную сеть в рамках нацпроекта «Здоровье». Эту обязанность передали напрямую Росздравнадзору, а финансирование оперативно перевели на одно из его управлений. И на этом «труды» Росздравнадзора на ниве мониторинга медтехники, по сути, и закончились. Эту работу в течение всего 2011 года частично продолжал выполнять ВНИИИМТ, в прежнем режиме собирая информацию с регионов (но не обрабатывая её). Однако в третьем квартале в Росздравнадзор пришла срочная депеша из аппарата полномочного представителя президента по Центральному федеральному округу. В ней содержалось требование подготовить аналитический доклад об итогах мониторинга медтехники за первое полугодие 2011 года, и подтвердить данные доклада первичными документами. Руководство Росздравнадзора, вновь не утруждая себя какой-либо работой, отдаёт устное распоряжение дирекции ВНИИИМТ выполнить это задание в трёхдневный (!!!) срок. Словом, ситуация получилась как две капли воды похожей на описанную в известной детской песенке: «Папа решает, а Вася сдаёт». Остаётся добавить, что институт с задачей справился – причём без какого-либо дополнительного финансирования.

Отметим, что на «мутную» ситуацию с НИИ медицинской техники неоднократно обращали внимание высшие органы государственной власти, предписывая Росздравнадзору принять меры для исправления ситуации. Например, в 2008 году контрольное управление Президента Российской Федерации провело общероссийскую проверку отрасли медицинской промышленности. Проверяющие пришли к выводу, что возможности ВНИИИМТ используются далеко не в полной мере. Этот факт был отражён в Акте проверки. Но отреагировать на него в Росздравнадзоре нужным не сочли. Спустя год на «ударный труд» Росздравнадзора обратила внимание и Генеральная прокуратура. Проведённая проверка показала, что подведомственные Росздравнадзору учреждения не финансируются должным образом и в результате поставлены в условия, вынуждающие существовать в основном на средства, заработанные за счёт платных услуг. К ВНИИИМТ эти слова имеют непосредственное отношение. Однако в ответ – опять тишина. И продолжение травли теперь уже бывшего директора, искренне желающего только одного: нормально работать.

Редакция «АН» будет следить за развитием событий – тем более, что информация об этих событиях в ближайшее время будет доведена до следственных органов РФ. Мы искренне надеемся, что в Минздравсоцразвития всё-таки услышат разумные доводы и примут справедливые и честные решения.

От первого лица

Юрий Кириллович Ларионов, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, бывший директор Всероссийского научно-исследовательского испытательного института медицинской техники Росздравнадзора.

- Рынок медицинского оборудования огромен и по объёмам сопоставим с рынком лекарственных средств. Но если оборот лекарственных средств регулируется соответствующим законом, то аналогичного закона о медицинских изделиях до сих пор нет. Это создаёт не только предпосылки для самоуправства, коррупции, но и реальную угрозу для жизни и здоровья людей. (Кстати, специалисты нашего института перевели немецкий закон о медицинских изделиях, проанализировали соответствующие требования европейских директив и в 2009 году подготовили свой проект такого документа. Он бы представлен в Росздравнадзор, но ответа не последовало.)

В этой ситуации нормальная работа института представляется крайне важной.

Нами разработана и внедрена уникальная программа мониторинга медтехники, благодаря которой можно отслеживать состояние закупаемого оборудования во всей лечебной сети страны. Благодаря этой программе есть уникальная возможность получать информацию обо всех отказах, сбоях и простоях в работе медтехники – в первую очередь тех, которые представляют угрозу жизни и здоровью пациентов и медицинского персонала. Также можно эффективно контролировать процесс технического обслуживания оборудования, наличие расходных материалов и запасных частей.

Очевидно, что работать в сфере мониторинга медтехники должны только специалисты. Так же как пилот не может летать без лётной практики, а хирург не станет специалистом, не оперируя, так и эксперт в области медицинских изделий будет не в состоянии оценить ситуацию, если он не прошёл школу испытателя. Поэтому Институт медицинской техники не только проводил испытания и разрабатывал новую технику совместно с предприятиями медицинской промышленности, но и готовил экспертов и испытателей. Это особенно значимо в свете того, что такой специальности нет ни в одном техническом вузе России.

Всё это ещё раз подтверждает необходимость создания центра медико-технической экспертизы медицинских изделий на базе института.

Описанные выше задачи институт способен выполнять на высшем уровне. Однако негативное отношение со стороны руководства Росздравнадзора в зародыше губит этот огромный потенциал. Неужели аппаратные разборки и личная неприязнь Е.А. Тельновой к «неспокойному» директору оказались выше, чем здоровье и даже жизнь миллионов жителей страны?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram