Мало кто отказался бы отмечать Новый год не неделю, а две. Иркутские белорусы именно так и поступают – празднуют аж с 24 декабря по 7 января. Называется это Колядами. Двухнедельный загул отнюдь не следствие гедонизма, а имеет вполне практические предпосылки.
Белорусы много веков назад решили, что раз к концу декабря ночь становится длиннее, а день, наоборот, – короче, не иначе как тёмные силы пытаются победить светлые. Стало быть, нужно помочь солнцу справиться с тьмой. И тогда белорусы придумали делать зорку – фигурку, символизирующую солнце. Внутрь ставилась горящая свеча, и колядовщики гурьбой ходили с зорками от дома к дому, пели песни, веселили народ. День начинал понемногу становиться длиннее. И 7 января, убедившись, что силы света уже и сами одержат победу, помощники солнца возвращались к мирским делам.
– Именно увеличение продолжительности дня и считается у белорусов началом нового года, – рассказывает председатель региональной общественной организации «Иркутское товарищество белорусской культуры им А.Черского» Олег Рудаков. – А сами Коляды называют ещё перерождением Божича – бога солнца. Люди прибирались в домах, готовили угощение и ждали прихода колядовщиков. Те, в свою очередь, наряжались как могли: в коней, свиней, в диких зверей, а то и во всякую нечисть. На Колядах должна была обязательно присутствовать коза – символ плодородия и здоровья.
Если человек надевал маску, то он как бы перерождался в того, кого она изображала. Назвался козой – должен вести себя соответственно: бекать-мекать, а дебоширов бодать.
– Привязанность к язычеству обусловлена тем, что национальная идентичность белорусов формировалась не столько вокруг религии (среди представителей этого народа издавна были как православные, так и католики, протестанты, евангелисты и даже униаты. - Прим. ред.), сколько вокруг языка и традиционных праздников, – считает Олег Рудаков. Колядование до сих пор живо среди российских белорусов. Но одно дело – деревня, где все друг друга знают, другое – город. Здесь особо не поколядуешь. Чего доброго с лестницы спустят! Вот и приходится иркутским белорусам договариваться заранее со знакомыми. Те готовят угощение, а колядовщики, как в старые добрые времена, наряжаются в костюмы и приходят в дом пожелать отцу семейства – благополучия, дочерям его – богатых женихов, сыновьям – красивых невест, а жене – чтобы запасы в доме не переводились.