Аргументы Недели → Общество

Трамвай в обход столицы

, 11:37

Компания «Домодедово транс девелопмент» (ДТД) обнародовала планы строительства сети скоростного трамвая «Южная хорда» в Подмосковье. Предполагается, пишет «ЭКСПЕРТ online», что линия соединит два аэропорта столичного авиаузла — Домодедово и Внуково.

По заявлению компании, пилотный участок межмуниципальной сети скоростного пассажирского транспорта «Южная хорда» на базе технологии скоростного трамвая будет введен в эксплуатацию на юге Московской области в 2015 году.

Весь проект скоростного трамвая «Южная хорда», как сказано в информационном сообщении компании, представляет собой хордовое соединение юго-восточной, южной и юго-западной частей Московской области с радиальными выходами в соответствующие зоны Москвы. Проект направлен на обеспечение скоростных транспортных межмуниципальных связей в районах, не обслуженных железной дорогой. В рамках реализации проекта, в частности, планируется создать транспортное трамвайное сообщение между аэропортами московского авиаузла Внуково и Домодедово.

Всего же проект «Южная хорда» предполагает строительство 214 км линий скоростного трамвая. Предполагается, что трамвай будет летать между аэропортами со скоростью до 105 км/ч. Стоимость одного километра линии для таких скоростных составов, по оценкам экспертов, может колебаться в диапазоне от 15 млн до 22 млн евро. Таким образом, реализация всего проекта обойдется инвесторам в сумму от 3,5 млрд до 4,7 млрд евро. Содержание и эксплуатация сети потребуют огромных операционных расходов, а окупаемость может быть достигнута лишь при высокой загрузке и стоимости проезда.

Изначально было заявлено, что строительство «Южной хорды» будет финансироваться исключительно частными инвесторами. Однако вскоре появились уточнения: компания ДТД рассчитывает, что партнером проекта выступит государство. При этом пока не назван ни один частный инвестор, готовый вкладывать средства в реализацию проекта. По словам представителя ДТД Светланы Фуфаевой, в следующем году на собственные средства фирма организует лишь проектно-изыскательские работы. То есть реальная стоимость строительства, расходы на землеотвод и разрешительную документацию сегодня еще точно даже неизвестны.

Перспективы проекта вызывают ряд вопросов в экспертной среде. Так, авторы проекта утверждают, что проехать из Домодедово до Внуково можно будет дешевле, чем на такси (сейчас это 1400 рублей). Оценить потенциальный спрос на этот вид транспорта сейчас вряд ли возможно. В ДТД ссылаются на прогноз, который по заказу компании подготовил ГУП МО НИиПИ Градостроительства, согласно которому к 2020 году спрос на скоростной трамвай между двумя аэропортами составит 2700 человек в час.

Отраслевые эксперты скептически относятся к этой оценки в связи с двумя обстоятельствами. Во-первых, прогнозировать спрос на услугу с неопределенной даже приблизительно стоимостью, не совсем корректно. Во-вторых, данные оценки в несколько десятков раз превышают цифры по сегодняшнему пассажиропотоку между двумя аэропортами. Сейчас совокупный годовой пассажиропоток Домодедово—Внуково оценивается на уровне всего от 10,5 тыс. до 12,5 тыс. человек в год.

По мнению экспертов, главный риск грандиозной затеи в том, что деньги ложатся в землю с рельсами. Может повториться история московского монорельса, задумывавшегося как альтернативный вид городского транспорта, но с пуска в эксплуатацию превратившегося в убыточный туристический аттракцион, ежегодно требующий более 20 млн евро бюджетных субсидий.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram