15 декабря в Москве состоялся экспертный круглый стол: «Социально-психологическая помощь уязвимым категориям граждан Союзного государства: опыт и перспективы», сообщили в Постоянном комитете Союзного государства.
В сообщении, в частности, отмечается, что мероприятие было организовано Постоянным Комитетом Союзного государства, участие в нем приняли руководители федеральных и республиканских социально-психологических организаций и журналисты двух стран.
Участники круглого стола акцентировали внимание на цели Союзного государства – проводить согласованную социальную политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Подчеркнули комплекс новых задач в организации помощи населению, обозначенных в Концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы, и необходимость поиска адекватных форм решения этих задач.
Обсуждение затронуло широкий круг вопросов. Прежде всего, собравшиеся отметили, что сам термин «социально-уязвимые категории граждан» не совсем корректен. «Почему общество считает, что им нужна помощь, можем ли мы эту помощь им оказать и пойдет ли эта помощь им на пользу?», - поставил вопросы перед собравшимися Леонид Пергаменщик, Декан факультета психологии Белорусского Государственного педагогического университета им. Максима Танка, доктор психологических наук, профессор. По мнению ученого, психолог должен строить отношение с пациентом – будь то человек с ограниченными физическими возможностями или ребенок, испытывающий проблемы в семье – на равных. На его взгляд, одна из главных проблем сегодня – реальная оценка необходимости и эффективности психологической помощи людям, оказавшимся в тяжелых жизненных ситуациях.
Согласен с коллегой и Владимир Янчук, Декан факультета психологии Белорусского Государственного педагогического университета им. Максима Танка, доктор психологических наук, профессор. «Необходимо, в том числе на уровне Союзного государства, пропагандировать методологическое психологическое знание, чтобы общество, сам человек осознавал целесообразность и возможные последствия работы психолога», - считает ученый, - «в противном случае человек превращается в пассивного потребителя».
Очевидно, что качество психологических услуг напрямую связано с качеством образования будущих психологов. Так, по словам Декана факультета психологии Московского государственного университета Юрия Зинченко, в России сейчас работает около 400 факультетов психологии, 100 из которых – в одном только Московском регионе. Хотя вузы, где дают качественное психологическое образование можно сосчитать по пальцам.
Само профессиональное психологическое сообщество, по мнению профессора, должно сформировать внутренний рейтинг факультетов по уровню подготовки, а также создать единый реестр квалифицированных специалистов России и Беларуси.
Юрий Зинченко уверен, что необходимо четко, в том числе и законодательно, определить сам термин «психологическая помощь», чтобы оградить общество от «колдунов и шаманов», задать жесткие стандарты подготовки специалистов-психологов, сформировать некий свод прав и обязанностей и в конечном итоге – на уровне Союзного государства – разработать модельный закон об оказании психологической помощи.
Предложение нашло активную поддержку участников круглого стола. В качестве резюме было предложено активизировать работу по гармонизации систем оказания психологической помощи в России и Беларуси.
В частности, создать постоянно действующий семинар для обсуждения актуальных проблем и вопросов и сформировать рабочую группу для разработки законодательных предложений.
Обсуждался вопрос о разработке программы Союзного государства «Создание модели и внедрение в практику системы службы оказания социально-психологической помощи населению, оказавшемуся в экстремальной ситуации».
Также от участников круглого стола поступило предложения о создании новой образовательной телепрограммы Союзного государства, которая, например, учила бы родителей любить своих детей, а не показывала бы страшные истории о насилии в семье.
Много говорилось в ходе круглого стола и о прикладных примерах социально-психологической помощи населению. Так Георгий Бутрим, Заместитель директора, Заведующий кафедрой социальной работы Государственного института управления и социальных технологий Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук рассказал о положительном опыте по созданию детских социальных деревень для сирот, а также об относительно новом явлении – приемных семьях для пожилых людей – когда одинокие старики не доживают свой век в домах престарелых, а обретают новую семью, что естественно сказывается на их психологическом комфорте.
Говоря о такой группе населения, как инвалиды, Георгий Бутрим заметил, что им не только нужно оказывать ситуационную помощь, но и включать их в систему самопомощи, адаптировать, обеспечивать психологическую помощь на системном уровне.
Александр Булгаков, Декан факультета психологии Московского государственного областного университета, доктор психологических наук, профессор рассказал об опыте этнокультурного образования и психологической адаптации национальных групп студентов на примере своего факультета, где обучаются студенты, представляющие общину российских немцев.
Эту тему поддержал и Сергей Кандыбович, Председатель совета Региональной национально-культурной автономии "Белорусы Москвы", доктор психологических наук, профессор. По его словам процесс создания Союзного государства вынуждает активно изучать вопрос ксенофобии и этноэкстремизма. Если Россия давно столкнулась с такой проблемой, то в Беларуси вопрос так остро не стоит. Да и к белорусам, приезжающим в Россию местное население зачастую относится даже лучше, чем к своим землякам. Вместе с тем интеграционные структуры создают основу для усиления миграционных процессов, а значит и расширение географии появления ксенофобии и этноэкстремизма.
Александр Сизанов, Заведующий кафедрой психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы, кандидат психологических наук, доцент представил собравшимся интерактивный подход при психологическом сопровождении молодежи с табачной зависимостью. По мнению ученого, основные принципы интерактивного подхода: создание ситуации диалога; организация воспитательного пространства; изготовление продукта социокультурной деятельности; применение психологической экспресс-диагностики; использование социально значимой визуальной информации.
По окончании круглого стола участники мероприятия посетили центральное отделение Московской службы психологической помощи населению. Директор службы, Антонина Ляшенко, рассказала об основных направлениях работы службы, которая имеет филиалы во всех округах города, а также провела экскурсию по центру. По ее словам за время работы службы квалифицированную психологическую помощь получили более 6 тысяч человек. Специалисты службы работают с населением во время чрезвычайных ситуаций: терактов, аварий, техногенных катастроф, оказывают текущую психологическую помощь: помогают людям справиться с депрессиями, фобиями, тревожными состояниями, решить проблемы межличностного общения, проблемы общения родителей и детей и многое другое.
К особенностям службы можно отнести комплексных подход: специалистами службы разработано около 300 программ различных психологических тренингов, работает отделение психологической реабилитации, оборудованное по последнему слову техники. При этом все услуги жителям Москвы, в том числе и работающим или учащимся в городе, оказываются бесплатно.
Для оказания неотложной психологической помощи в службе работает телефон горячей линии, специалисты которого помогают людям справиться с критическим ситуациями, спасают людей, предотвращая попытки суицида.
По окончании экскурсии участники мероприятия отметили высокий уровень оснащения и профессиональной подготовки специалистов Московской службы психологической помощи населению.
Подводя итоги всего мероприятия, Начальник Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Татьяна Ковалева, отметила актуальность и прикладное значение таких встреч.
По ее словам, для того, чтобы знать, какие усилия на уровне Союзного государства необходимо предпринимать для развития системы оказания социально-психологической помощи гражданам Союзного государства необходимо обозначить актуальные вопросы и попытаться найти механизмы их решения. Подобные экспертные совещания в формате живой дискуссии, обмен опытом и предложениями, как нельзя лучше подходят для этого.
Участники экспертного круглого стола отметили, что среди комплекса обсуждаемых проблем наиболее ощутимой для обеих стран сегодня является тема оказания оперативной социально-психологической помощи населению, оказавшемуся в экстремальной жизненной ситуации. Методологическая основа и организационная форма такой службы в России и Беларуси находится только на стадии формирования. Между тем, следует прогнозировать все возрастающую востребованность данной службы.
Предложено инициировать создание рабочей группы по подготовке проекта программы Союзного государства «Создание модели и внедрение в практику системы социально-психологической помощи населению, оказавшемуся в экстремальной ситуации».