Экспертиза порядка 160 законопроектов была проведена в ТПП РФ в 2011 году, причем значительная часть сделанных замечаний и предложений принята и использована, сказал Президент ТПП РФ Сергей Катырин на встрече с представителями СМИ в Деловом клубе «РИА Новости». Кроме того, отметил он, для Минэкономразвития России сделана оценка регулирующего воздействия на бизнес 60 подзаконных актов.
К сожалению, времени на такую оценку отводится мало; глубокий анализ подразумевает обязательное и широкое участие экспертов из регионов, а в установленные сроки сделать это трудно, посетовал глава ТПП РФ. Между тем, оценка регулирующего воздействия проектов нормативных актов – дело чрезвычайно нужное, потому что позволяет определить, как повлияет документ на бизнес, на инвестиционный климат, то есть в случае необходимости можно заранее принять меры, чтобы не появились новые административные барьеры, не увеличились непродуктивные расходы предпринимательства.
Огромное значение имеет создание информационной системы, объединяющей все ТПП; такая система предоставит бизнесу доступ к самой свежей и полной информации по жизненно важным для него вопросам. Мы над этим активно работаем, подчеркнул Сергей Катырин. Глава ТПП РФ рассказал о том, что делает палата для поддержки малого и среднего бизнеса, особенно инновационного, о проблеме привлечения инвестиций в Россию, затронул тему дальнейшего развития Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, создания Единого экономического пространства. Кстати, налоговый климат, отметил Сергей Катырин, в Казахстане сегодня лучше, чем в России; налоги на бизнес там ниже, и многие российские компании начали предпочитать казахскую регистрацию. Есть и другие вопросы, над которыми стоит задуматься, если мы хотим создать одинаковые правила игры для бизнеса на всем общем таможенном пространстве.
Много вопросов поступает от бизнес-кругов в связи с предстоящим вступлением России в ВТО, отметил Сергей Катырин. Надо обязательно совместно с предпринимателями проанализировать возможные риски для каждой отрасли, наметить возможные пути их минимизации.
Сергей Катырин рассказал также о международном сотрудничестве Палаты, об открытии новых представительств ТПП РФ за рубежом. Главное для нас, сказал он, активнее и полнее удовлетворять запросы бизнеса с тем, чтобы экономика страны развивалась поступательно, более динамично, чтобы появлялись новые рабочие места, чтобы страна двигалась по инновационному пути развития.
Отвечая на вопросы журналистов, Сергей Катырин, в частности, сказал, каким отраслям, по его мнению, вступление России в ВТО может принести самые большие риски; это легкую промышленность, сельское хозяйство, финансовую сферу и ряд других. Но, отметил он, предусмотрены определенные, и во многих случаях весьма серьезные, меры защиты; есть семилетний переходный период, так что можно надеяться, что вступление в ВТО не станет «шоковой терапией». В целом наши переговорщики работали не зря; условия вступления России в ВТО разительно отличаются в лучшую сторону от условий, на которых вступали в эту организацию другие страны. Но критерий теории – практика; только она покажет, что принесет нашей стране членство в ВТО.
Сергей Катырин снова затронул тему доступности информации для бизнеса. Предприниматели сегодня испытывают большие трудности с получением информации, необходимой для ведения бизнеса. Полнота информации, предоставляемой министерствами и ведомствами, оставляет желать лучшего; самый лучший показатель у Минэкономразвития, но и здесь предприниматели находят ответы лишь на четверть вопросов, тематически связанных с министерством. У остальных показатели колеблются на отметке 7-9 процентов. Это серьезнейший вопрос и серьезная проблема для бизнеса, подчеркнул Сергей Катырин.
Говоря о мерах по поддержке малых предприятий, Сергей Катырин сказал, что очень важно, например, решить проблему создания малых фирм, связанных с крупными предприятиями. На Западе промышленные гиганты «сопровождаются», бывает, десятками тысяч малых фирм, решающих те или иные вопросы для крупного предприятия, скажем, выпускают запчасти. Это и конкуренция, и, как следствие, повышение качества, и новые рабочие места, и освобождение большого предприятия от решения мелких вопросов. У нас же одна из причин, почему не появляются такие малые предприятия, в том, что гигант попросту не желает иметь ничего общего с фирмами, которые не обязаны платить НДС. Надо искать пути решения…