МИД России в последние 20 лет демонстрирует полную профессиональную непригодность. Даже события этого года говорят о том, что российское внешнеполитическое ведомство проигрывает уже не только «заклятым друзьям» из США или Великобритании, но и странам, с которыми можно играть на равных. Однако всё не так просто. МИД – всего лишь инструмент, скальпель в руках президента страны, который и определяет внешнюю политику. И заточка тупого скальпеля – дело рук хозяина. Но его не затачивают, а только с остервенением тупят.
Из-за этого всё больше граждан России, попадающих в неприятные истории за рубежом, не могут рассчитывать на помощь родного внешнеполитического ведомства и месяцами, а то и годами сидят в вонючих африканских, латиноамериканских и даже центральноазиатских тюрьмах. А в высотке на Смоленской площади только разводят руками и «выражают сожаление».
Мы сознательно не называем человека в МИДе, который не выдержал и приоткрыл завесу секретности над принятием в нашей стране внешнеполитических решений. Прекрасно известно, что бывает с нашими чиновниками, которые решаются вынести сор из избы. А ему осталось несколько лет до ухода на пенсию.
А кто за спиной президента?
Считается, что у каждого человека за спиной всегда находятся ангел и бес. Первый спасает, второй подталкивает к странным поступкам. У президента любой страны бесов за спиной значительно больше. Один отвечает за оборону, второй – за политику, третий – за внешнюю политику. И так далее.
Всеми внешнеполитическими инициативами в Кремле рулит Сергей Приходько. Кадровый дипломат, во время развала Союза работавший в посольстве СССР (а затем и России) в Чехословакии. В 1993 г. перебирается в Москву на должность начальника отдела Балтии и заместителя директора европейского департамента МИДа.
– Должность секретаря посольства в социалистической Чехословакии ценилась невысоко. Более статусной в соцлагере была ГДР или Югославия. Есть люди, которые постоянно думают, что им что-то недодали в жизни. По моему личному мнению, Сергей Эдуардович из таких людей. Я с ним нечасто сталкивался по работе, но впечатление он производил именно такое. Хороший исполнитель, считающий себя гением, – говорит источник.
В 1997 г. свояк Сергей Ястржембский приводит его в администрацию президента, и Приходько становится помощником Ельцина по внешнеполитическим вопросам. В сентябре 1998 г. – заместитель руководителя администрации по международным делам. В феврале 1999 г. Приходько дополнительно к должности заместителя руководителя администрации получил пост начальника управления по внешней политике. С 26 марта 2004-го – уже помощник Президента Российской Федерации по той же внешней политике. 13 мая 2008 г. Медведев своим указом назначил Приходько одним из шести помощников Президента России.
Вот уже почти 15 лет всей внешней политикой России управляет один человек. Перечисление провалов в этой области может занять все газетные полосы. А перечисление успехов?
– Сейчас в нашем ведомстве нет никаких установок на самостоятельные внешнеполитические шаги. Всё необходимо согласовывать с Приходько. Даже вручение ноты протеста. Даже мелкое «фи» в адрес партнёров. Не говоря уже о назначении наших представителей в странах СНГ. И послы понимают, что отчитываться за свои действия или бездействие они будут не у нас, а в администрации. Поэтому главная задача не защита своих граждан, например в том же Таджикистане, а интриги, чтобы перевестись в более престижную страну, – говорит сотрудник МИДа.
Понижение градуса
Известное выражение, что во время употребления горячительных напитков «градус надо повышать, а не понижать» вполне применимо к дипломатической работе. После избиения посла России в Катаре Владимира Титоренко МИД разразился сообщением, что «понижает уровень отношений» с этой страной. В переводе на русский язык это означает, что Россия отзывает своего посла из Дохи. А в Москве персоной нон грата будет объявлен посол Катара. Общение между двумя странами будут проводить советники-посланники.
– В дипломатических отношениях очень важны неформальные правила, прецеденты. Например, провокации обычно идут по нарастающей. Вначале задерживается обычный гражданин, и смотрят, как посольство будет реагировать. Какие шаги будут предприниматься для его защиты. Если представительство страны не проводит активной работы, то это сигнал, что градус давления можно повышать. Избиение Титоренко, попытка захвата дипломатической почты – это прямой результат нашей позиции по работе с рядовыми россиянами, попавшими в трудную ситуацию за рубежом. Конечно, отзыв нашего посла и высылка посла Катара – серьёзный шаг, но явно недостаточный для столь вопиющего нарушения международных норм. Тем более что в диппочте находились совершенно секретные инструкции по позиции России в отношении ситуации в Сирии, – говорит представитель МИДа.
По его словам, Москва могла бы предпринять «более активные действия по давлению на Доху». Он не стал конкретизировать эти действия, отметив, что «надо владеть ситуацией целиком».
Алексей Коваленко, полковник в отставке одной из спецслужб России, долгое время проработавший в этом регионе, рассказал «АН», что могла бы предпринять Москва, если на то была бы политическая воля.
– В посольстве всегда работают не только «чистые» дипломатические сотрудники. Разведчики под крышей загранучреждений кроме своей прямой работы занимаются сбором компрометирующих сведений на ключевых министров и руководителей страны пребывания. Оглашение подобного компромата может подорвать любую карьеру. В частности, в начале 80- х годов в одной из радикальных мусульманских стран Северной Африки возникла очень серьёзная ситуация. Был задержан наш представитель. До руководства страны довели информацию, которая может быть опубликована в арабских газетах. Наш сотрудник был отпущен в течение нескольких часов. Ему даже принесли извинения. Уверен, что и на эмира Катара Хамад бин Халифа аль-Тани лежит папочка. И её оглашение в стране, живущей по законам шариата, может привести к очень неприятным последствиям, вплоть до нового государственного переворота, – считает Коваленко.
Но, по его мнению, «если извинения не принесены, значит, и работать в этом направлении никто не собирается».
– У России нет чёткой, перспективной внешней политики. Никто не работает на опережение, на стратегическое планирование. Вроде бы есть Департамент внешнеполитического планирования. Но инициатив от него не видно. Там решают сиюминутные тактические задачи, которые опять же ставит Кремль. А точнее, юрист и бывший секретарь посольства в Чехословакии, – с горечью говорит чиновник МИДа.