Аргументы Недели Петербург → Общество № 49(290) от 15.12.2011

Приставы опустили шлагбаум

Почти 5000 петербуржцев стали невыездными из-за долгов перед государством

, 11:27

До начала новогодних каникул остаются считанные дни. Тысячи петербуржцев уже запаслись туристическими путевками, чтобы отправиться за рубеж. Однако на границе почти у пяти тысяч петербуржцев могут возникнуть неожиданные проблемы. Узнать о наложении и снятии ограничения права на выезд за пределы России в Санкт-Петербурге теперь можно с помощью интернета.

Главный судебный пристав Санкт-Петербурга Владимир Гольцмер говорит, что по состоянию на конец ноября 2011 года в Северной столице ограничения на выезд наложены на 4819 человек, общая сумма взыскания с которых составляет более 10 млрд руб. Причем 756 постановлений касаются должников по алиментам, «забывшим» заплатить более, чем 10 млн руб. Владимир Гольцмер утверждает, что именно для этой категории должников ограничение на выезд оказалось весьма эффективным средством принуждения к выполнению обязательств, возложенных законом и судебным решением: около четверти имевшейся прежде алиментной задолженности уже погашено. Однако система оповещения о наложении ограничения и снятии ограничения с оплативших долги граждан до сего времени здорово хромала…

Попал в кадр

В начале ноября этого года в Сети появилась любительская видеозапись, сделанная в аэропорту Пулково при регистрации пассажиров на один из киевских рейсов: в поле зрения паспортного контроля попал известный актер Сергей Рост, которого не хотели выпускать из России из-за якобы имевшихся у него долгов. На самом деле Сергей стал жертвой компьютерной ошибки, возможно даже, что кто-то «пошутил», воспользовавшись его персональными данными (Управление федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу ограничения на выезд Роста не налагало). По словам самого актера, он пережил сильнейший эмоциональный стресс, под угрозой были съемки в сериале «Такси». Однако благодаря народной любви и оперативности работников аэропорта недоразумение разъяснилось. Немудрено, что теперь Сергей Анатольевич, пострадавший от несовершенства системы оповещения о наложении ограничения, охотно стал «лицом» нового проекта, созданного Управлением совместно с одним из банков. Целью проекта является новая возможность информирования граждан об имеющихся задолженностях, снятии ограничений на выезд и подтверждении снятия ограничений, а также упрощение порядка их погашения.

Приставы и банк — это сила!

Собственный аналогичный проект, включающий он-лайн оплату задолженностей, начал работать на сайте Управления федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу. Но в сентябре 2011 года, как и другие государственные службы, Управление перешло на новое программное обеспечение, и все прежние наработки, к сожалению, подлежали смене (сайт, по словам заместителя Главного судебного пристава Анны Лашковой, месяц вообще не работал). Сотрудничество по части учета должников с банком, обеспечивающим идеальную защиту персональных данных, а также позволяющим гражданам без комиссии оплачивать задолженности в своих терминалах и на сайте (через личный кабинет в режиме реального времени), оказалось как нельзя кстати. Ведь далеко не все должники являются злостными нарушителями: до кого-то просто не дошли по почте «штрафные» квитанции, судебное решение, требование налоговой инспекции или иные документы. В такой ситуации основной задачей послушных налогоплательщиков является скорейшее погашение долгов, которое теперь упрощено благодаря новому проекту.

Чтобы было неповадно

Практика ограничения выезда из страны должников весьма распространена в мире. Легче назвать те страны, где она не применяется, чем перечислить государства, налагающие такой запрет на нарушителей, так что решение о применении аналогичной меры в России оригинальным не назовешь. А вот эффективность этого средства уже доказана практикой: в других странах люди из «безвыездной ситуации» быстро находят выход — просто платят. Что касается России, то общую ситуацию со злостными должниками решить даже с помощью суперсовременных проектов порой сложно. Характеризуя истинное положение дел, Владимир Гольцмер вспоминает крылатую фразу из советского вестерна «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»: «Господа, полковник Кудасов нищ!». Почему? Да потому, что кроме тех должников, которых никак и нигде не найти, существуют физические лица, которые официально не имеют не только имущества, на которое должно бы налагаться взыскание, но и доходов... По утверждению Главного судебного пристава, именно из-за них применяется такая мера принуждения, как ограничение выезда. По-другому не получается лишить «нищих и безработных» удовольствия отдыхать за рубежом на несуществующие доходы. 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram