ОЗПП обратилось в Правительство РФ с предложением по пересмотру проекта технического регламента, вводящего запрет на разлив пива в полиэтиленовую тару, сообщила "АН" пресс-секретарь ОЗПП Юлия Шарапова.
Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) провело анализ проекта новой редакции Технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции». В результате эксперты ОЗПП ( www.ozpp.ru ) пришли к выводу о возможном нарушении прав и интересов неопределенного круга потребителей в случае его принятия в предлагаемой редакции.
Основную озабоченность вызывает предполагаемый новым регламентом запрет разлива пива в пластиковую тару (ПЭТ-тару), которое на сегодняшний день занимает более 50% всего пивного рынка. Если новый технический регламент будет принят, производители будут вынуждены отказаться от этого экономичного и доступного формата упаковки, что приведет к значительному удорожанию пива как продукта. И как следствие, возможность выбора для российских потребителей будет ограничена. В первую очередь, негативные последствия коснутся малоимущих слоев населения.
Существуют серьезные опасения, что значительная часть потребителей, отказавшись от подорожавшего пива, сделает выбор в пользу крепкого алкоголя – дешевой водочной продукции низкого качества. На сегодняшний день и так свыше 60% потребляемого россиянами алкоголя приходится на крепкие спиртные напитки, большая часть которых выпускается в стеклянной таре. Таким образом, неизбежный в случае запрета ПЭТ-тары рост цен на пивоваренную продукцию только усугубит тяжелую ситуацию с алкоголизацией населения, увеличит уровень смертности от отравлений и «алкогольных» заболеваний.
Однако масштабное снижение производства ПЭТ-упаковки отразится и на той части населения, которая не употребляет алкогольную продукцию. Сокращение объемов выпуска пластиковой тары приведет к росту ее себестоимости. И, в результате, инфляция коснется не только пивного рынка, но и всего экономичного сегмента напитков и продуктов питания. Рост цен на молоко, растительное масло, детское питание негативно скажется, прежде всего, на самой не защищенной группе потребителей – со средним и малым достатком.
Нельзя не упомянуть и о неизбежном сокращении рентабельности производства как самой ПЭТ-упаковки, так и многочисленных продуктов питания, что повлечет за собой сокращение рабочих мест и налоговых отчислений в целом ряде смежных отраслей.
Запрет ПЭТ-упаковки для алкогольной продукции является необоснованным и не может быть объяснен заботой о безопасности. Упаковка из полиэтилентерефталата инертна по отношению к налитому в нее продукту, не влияет на вкусовые и другие качества продукции, не агрессивна и не оказывает вредного воздействия на здоровье человека. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, проведенные авторитетными научными организациями Италии, США, Германии и России.
Кроме того, в странах с самыми высокими требованиями к безопасности пищевой продукции ПЭТ широко используется для упаковки пищевых продуктов, в том числе предназначенных для детей. Так, в 2002 году ПЭТ был официально признан безопасным для использования в качестве пищевой упаковки на территории Европейского Союза, а в 2003 одобрен для использования в качестве упаковки, находящейся в контакте с пищевыми продуктами Управлением по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов (FDA) в США. Таким образом, безопасность ПЭТ-упаковки подтверждается как результатами научных тестов, так и практикой использования по всему миру. В России производители ПЭТ работают на том же оборудовании и соблюдают те же технологии производства, что и их западные коллеги.
Инициатива разработчиков Технического регламента «О безопасности алкогольной продукции» противоречит уже принятому Таможенным союзом в августе 2011 года регламенту «О безопасности упаковки». В этом документе отсутствует запрет на использование ПЭТ-тары, которая таким образом признается безопасной для всех видов пищевой продукции.
Учитывая необоснованность запрета ПЭТ-тары с точки зрения безопасности потребителей, ОЗПП предполагает, что за появлением этой нормы в новой редакции Технического регламента, стоит лоббистская деятельность представителей водочной отрасли. И единственной целью запрета пива в ПЭТ-таре является увеличение доли крепкого алкоголя на рынке.
Лоббирование интересов производителей водочной продукции на уровне межгосударственных соглашений, на наш взгляд, является недопустимым, так как оно сопровождается прямым ущемлением прав и интересов потребителей продукции целого ряда других отраслей. Отсутствие в России антилоббистского законодательства лишает общественные организации, в том числе и общества защиты прав потребителей, возможности принять участие в экспертной работе над ключевыми нормативными документами. Таким образом, пробелы в законодательной базе создают условия для удовлетворения интересов теневого лобби и исключают возможность эффективного и цивилизованного противодействия нарушению прав российских граждан в этой сфере.
Кроме того, ст. 45 закона «О защите прав потребителей» содержит следующую норму: «общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам)». Однако при разработке данного проекта технического регламента в нарушение положений вышеуказанного закона никак не учитывается мнение общественных объединений потребителей, их специалисты не привлекаются для участия в его разработке.
Обращение ОЗПП непосредственно направлено: первому заместителю председателя Правительства РФ Шувалову И.И., министру промышленности и торговли РФ Христенко В.Б., министру энергетики Шматко С.И., руководителю ФАС Артемьеву И.Ю.
В связи с вышеизложенной ситуацией Общество защиты прав потребителей просит обратить внимание на негативные последствия принятия технического регламента в текущей редакции, которые затронут всех российских потребителей продуктов питания в ПЭТ-упаковке. ОЗПП требует принять меры для борьбы с теневым лоббированием и привлечь общественные потребительские организации в качестве экспертов для обеспечения возможности общественного контроля за соблюдением прав российских потребителей.