Российской Конституции, принятой сразу после распада СССР в понедельник, 12 декабря исполняется 18 лет. Страна, кажется, взяла право голоса. Теперь главное – удержать его.
Политологи, интеллигенты и широкая общественность, конечно же, еще долго будут спорить – что случилось в выходные накануне дня Конституции на Болотной площади: прозвучал голос повзрослевшего народа, сумевшего, наконец, сформулировать, чего он хочет, или это вопль испугавшегося собственной взрослости ребенка.
Но это потом. А пока (завершим ассоциацию – восемнадцатилетняя нация-подросток и глава государства – отец нации), будем считать – самое главное – президент хоть и не согласился с мнением части своего народа, но публично объявил, что услышал его. А это не мало. Для народа-подростка, который только-только осознает собственную личность.
В программной статье, опубликованной в «Российской газете» председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин призвает не повторять ошибок 1993 года: «Митинговые страсти в очередной раз апеллируют не к закону, а к чему-то другому. Но я твердо знаю, что сегодня закон необходимо защитить как никогда ранее. Что, защищая его, мы защищаем Россию».
Председатель КС заявляет, что нынешняя ситуация напоминает ему 1993 год, когда «митинговые страсти переросли в тяжелейшую трагедию для страны: уличные столкновения, расстрел парламента из танковых орудий, большую кровь».
«Сегодня я вижу этот провал в послевыборном поведении многих околовластных и оппозиционных "фамусовых", готовых защищать свои выборные результаты далеко не только правовыми средствами. И я вижу этот провал в поведении многих околовластных и оппозиционных "чацких", которые - кто-то из "нутряной" нерасчетливой оголтелости, а кто-то из вполне расчетливой провокационности - занимаются переводом оппозиционного протеста в бурлящую далеко за пределами правового поля митинговую стихию», - пишет он.
Зорькин беспокоится, что за «митинговой стихией» почти неизбежно следуют кровавые эксцессы.
Он считает, что хотя в данный момент (в отличие от 1993 года) есть «скрижали» полноценной и работоспособной Конституции, этого «для не взявшей правовой барьер России, в условиях самодурства фамусовых и нарастания оголтелости чацких», мало.
По его словам, кроме Конституции и законов, нужна сила, «способная предотвратить перерастание митинговой стихии в эксцессы, чреватые новой угрозой самому существованию нашей государственности» и «вернуть ситуацию в элите и обществе в правовое русло».
Валерий Зорькин отмечает, что «выходящей из берегов оголтелости необходимо противопоставить умную - и одновременно волевую и активную – умеренность».
«Может быть, главное искусство политики заключается именно в том, чтобы правильно сочетать мысль, волю, активность и умеренность», - считает он.
Нынешний День Конституции страна встречает в условиях уже стартовавшей президентской кампании: 4 марта 2012 года пройдут выборы главы государства - пятые, после принятия Конституции 1993 года.
Вот тут-то нам и предстоит узнать, хватило ли нации восемнадцати лет, чтобы обрести способность вести диалог с властью, или и те и другие – истеричные дети, малейшее недовольство которых приводит к скандалу и драке.