Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Петербург → Общество № 48(289) от 08.12.2011

Арена финансовых баталий

Стадион для «Зенита» на Крестовском острове становится все дороже

, 16:27

Строящийся стадион на Крестовском острове становится самым затратным долгостроем Петербурга. Первоначально смета его строительства составляла 6,6 млрд руб. Сейчас — уже 32 млрд руб. Именно такую сумму назвал председатель Комитета по строительству Вячеслав Семененко во время недавнего визита на строительную площадку.

Позиция высших чиновников с одной стороны понятна, с другой —  вызывает недоумение. Вице-премьер Дмитрий Козак в прошлом месяце потребовал от проектировщиков не завышать сметную документацию, но в тоже время объяснил дороговизну проекта просто: «В других европейских городах подобных стадионов несколько, мы же строим уникальный и единственный стадион в таком крупном мегаполисе, поэтому он должен включать все необходимые функции». Иными словами смета, согласно которой в той же Европе можно было построить порядка пяти стадионов, в реалиях нашей страны предназначена для одного. Предполагается, что в 2013 году Санкт-Петербург получит стадион, где можно будет разместить 68 тысяч болельщиков и 84 тысячи любителей музыки (в случае организации концертов). Рядом расположится автостоянка на 8 тысяч машиномест, включая 400 мест для туристических автобусов, а также кафе, рестораны. Предполагается и сооружение бизнес-центра.

По приказу Валентины Матвиенко, в ее бытность губернатором нашего города, в 2006 году был снесен стадион имени С. М. Кирова — памятник архитектуры первой половины ХХ века, включенный в перечень памятников истории и культуры федерального значения, — в связи с его «аварийностью». Строительство нового стадиона на его месте по первоначальной смете должно было завершиться к сезону 2010 года. Не сложилось.

Уничтожать старый стадион было сложно (раньше строили на совесть), поэтому уже тогда стоимость сноса увеличилась. Но еще больше она стала расти (фактически в геометрической прогрессии) во время кризиса 2008 года. Сначала, как говорят строители, вырос курс доллара, что повлекло за собой повышение курса рубля. Затем курс доллара упал — и это тоже повлекло удорожание проекта. Российский парадокс, который пока еще не решен ни одним экономистом. Итог — удорожание проекта, как отметил на недавнем выездном совещании Дмитрий Козак, составило 30%. Причем каждый раз повышение цены увязывалось с некими внешними факторами: повышение уровня безопасности объекта, либо увеличение посадочных мест, либо требования ФИФА в связи с победой российской заявки на проведение ЧМ по футболу 2018 года.

А еще оказалось, что проект стадиона, который, кстати (или некстати) победил в ходе международного конкурса, не совсем подходит для наших зим — и его вновь решили переделать. Как рассказал заместитель генерального директора компании проектировщика ГУП МНИИП «Моспроект4» Дмитрий Буш, нужен новый подход к возведению крыши. Если не вдаваться в строительные тонкости, связанные с тем, как будет проложен рельс для раздвижной части крыши, в сухом остатке оказывается, что крыша будет легче, тепло внутри стадионного пространства будет держать лучше, а раздвижная часть будет работать качественней. Ну и… все это будет стоить «немного дороже».

Дмитрий Козак жестко распорядился по поводу «немного дороже»: «Если будет удорожание проекта, то это означает проведение нового конкурса, а значит — смену подрядчика, так что если вы хотите остаться на объекте, то не выходите за рамки старых смет». Новая смета будет готова в декабре, а ее утверждение — в марте. Никаких ассоциаций не вызывают эти даты?

На данный момент нет даже полного пакета документов для продолжения строительства, а успеть построить стадион необходимо к концу 2013 года, дату подтвердил губернатор города Георгий Полтавченко. Чтобы не выйти за пределы старой сметы, предложено создать международную комиссию, включающую представителей ФИФА и различных специалистов «по оптимизации проекта крыши». В противном случае придется проводить новый конкурс и выбирать нового подрядчика, а это еще 3–4 месяца отставания.

По тендеру 2008 года «Трансстрой» выиграл этот подряд с ценой 13,022 млрд руб., сейчас контрактная цена составляет 22,4 млрд руб. (без учета сноса старого стадиона и сопутствующей инфраструктуры). «Нам нужен не просто современный стадион, нам нужен стадион за конкретные деньги. За те деньги, которые у нас есть. Можно фантазировать сколько угодно в пределах той стоимости, которую определил заказчик, — не выше», — уверен Козак.

2013 год уже не за горами, пока же, как сообщил Г. Полтавченко, «строительные работы по старому проекту выполнены на 70%». 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram