Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Атомщики помогают авиастроителям

, 11:14

Известная российская компания «Сухой» полностью переходит на грид-технологии при проектировании новых образцов авиационной техники. В  КБ  начато тестирование третьего суперкомпьютера производства Федерального ядерного центра ВНИИ экспериментальной физики ( г.Саров). Эта супермашина  была  предоставлена  КБ «Сухой»  в рамках Указа Президента РФ  по модернизации производства и переходу на компьютерные технологии при проектировании и испытаниях современной техники.

 

    Напомним,  передача  техники  состоялась 30 марта с.г.  в госкорпорации  «Росатом».   Тогда ОАО  «Компания  «Сухой»  получила первый компактной суперЭВМ с российским программным обеспечением производительностью 1 терафлопс (1 млрд. операций в секунду). Супер-машина  была разработана в Федеральном ядерном центре РФ, в городе Сарове ( бывший Арзамас-16). Еще раньше суперкомпьютером обзавелся  «Сатурн» (научно-производственное объединение в Рыбинске, ярославская область) - разработчик перспективных авиационных двигателей для самолетов  КБ «Сухой».

Таким  образом, авиастроители одними из первых в России начали внедрять в производство сквозные компьютерные технологии. Их также называют CALS-технологиями. Разработчики, благодаря этим технологиям,  проектируют на компьютерах элементы конструкции будущих летательных  машин. Это позволяет вести разработку сложных узлов сразу из нескольких КБ. Именно таким  образом создавался перспективный российский пассажирский самолет Sukhoi Superjet и российско-французский двигатель  SAM-146.  Для проверки Sukhoi Superjet использовались три машины. Одну из них  в рамках проверки прочности конструкции  «разорвали» на мелкие  фрагменты.
    Далее. Компьютерное моделирование позволит авиастроителям сократить число дорогих экспериментальных и натурных испытаний, сэкономить на создании малоэффективных стендов, натурных образцов и физических моделей самолетов, которые не всегда могут адекватно воспроизвести реальные условия эксплуатации летательного аппарата, а также  выявить отказ или установить причину  (возможного) ЧП.
  В России пионером такого внедрения некоторое время тому назад  стала Госкорпорация «Росатом». С помощью компьютерного моделирования атомщики не только проверяют параметры работы, протекание физических процессов в реакторах  атомных станций, но и проводят испытания  ядерного оружия.

Наработки в этой области легли в программу,  которая была  принята в 2009 году Комиссией при президенте по модернизации и технологическому развитию экономики. Цель программы – создание в России индустрии суперкомпьютерных вычислений, позволяющих еще на стадии проектирования сложной техники рассчитать все аспекты ее работы. Реализация проекта  и была поручена Росатому.

  В рамках проекта в  Федеральном ядерном центре в городе Сарове начал создаваться аппаратно-программный комплекс для высокопроизводительных вычислений. Был запущен самый мощный суперкомпьютер в России ( 12- ое месте в мировом рейтинге). Атомщики организовали вычислительный центр, к которому по высокопроизводительным каналам связи были  подключены предприятия и организации  российской промышленности.

   В этом году в КБ «Сухого» был создан суперкомпьютерный центр, откуда осуществляется доступ к машине в  Федеральном ядерном центре Сарова. В его составе  уже  три компьютера. На них решаются задачи большой размерности, которые требуют многовариантных модельных расчетов для получения оптимальных конструкторских и технических решений при проектировании деталей, узлов, агрегатов и систем самолетов. Для компании это, прежде всего, математический просчет вопросов, касающихся сертификации пассажирского самолета Sukhoi Superjet. Например, по вопросам обеспечения безопасности полетов при аварийной посадке в случае отказа шасси, посадки на воду, удара птицы, разрыва пневматики, обрыва лопатки компрессора двигателя и др.

    -В перспективе на суперкомпьютере будут решаться задачи обсчета аэроупругости, нестационарной аэродинамики, связного и сопряженного теплообмена, сложного контактного взаимодействия. Это составляет около  30–40% от общего объема расчетных задач, которые решает «Сухой» при создании новых образцов авиационной техники. Все это  позволит существенно удешевить процесс создания этой техники, - отметили в пресс-службе компании   КБ «Сухой».

 




Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram