Кенгуру в далёкой Австралии, дракон в Китае – то же самое, что и медведь в России: всё это своего рода «визитные карточки» страны. Россия и медведь неразделимы? Эти северные звери у нас сегодня присутствуют почти везде. Да и сама Россия считается северной страной.
Есть у нас, как известно, и своя часть в Арктике... К слову, Арктика – в переводе с греческого – «северный медведь». Но тут виновата Большая Медведица, которая развесила свой «ковш» над северными территориями. И эти территории несказанно богаты золотом, алмазами, углём, нефтью, газом. Но даже на скором поезде добраться до этих сокровищ не получится: в эту часть планеты можно попасть только на атомном ледоколе. И только на такой чудо-машине с ядерной установкой на борту лучше всего грести к Северному морскому пути, который вновь стал пользоваться огромной популярностью у мореходов. Причин несколько – по Севморпути добираться быстрее, дешевле и безопаснее, а сомалийские пираты вряд ли осмелятся оказаться в этих широтах.
Сегодня в этой части России работают 5 отечественных ледоколов и атомный контейнеровоз. Три действующих ледокола уже имеют значительный ресурс выработки. Планов у России в Арктике громадьё. Поэтому на самом высоком уровне принято решение: строить новые мощные атомные суда.
РИТМ-200
Для разбега – невероятная новость! Как стало известно «АН», реакторную установку нового поколения РИТМ-200 для проектируемого атомного ледокола спроектировали инженеры из Нижнего Новгорода. Установка отличается от предыдущих моделей прежде всего большим запасом прочности и исполинской мощностью. Два таких красавца способны вырабатывать столько энергии, что этого с лихвой может хватить для освещения и обогрева города с населением 300 тыс. человек (это, к примеру, три ядерных Сарова). Сотрудники входящего в ГК «Росатом» Опытно-конструкторского бюро машиностроения имени И.И. Африкантова в Нижнем Новгороде трудились над РИТМом-200 пять лет. В производство РИТМ-200 запустят в 2012 году.
– Новый универсальный ледокол сможет проводить караваны судов по Северному морскому пути, пробивая на ходу лёд до 2,5 метра толщиной, – рассказал журналистам начальник конструкторско-компоновочного отдела реакторных установок КБ им. Африкантова Алексей Пахомов.
Конструкторы отмечают, что ещё одно важное преимущество РИТМа-200 – это безопасность. Реактор будет «одет» в защитную оболочку из стали, бетона и воды. Последствия ЧС поможет просчитать суперкомпьютер. Он смоделирует нештатную ситуацию в реакторной установке ледокола. Можно будет спрогнозировать практически любые негативные явления, вплоть до самых фантастических нештатных ситуаций и аварий.
Из досье «АН»
Северный морской путь (до начала XX века назывался Северо-Восточный проход) – главная судоходная мировая магистраль в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина – от Карских Ворот до бухты Провидения– 5600 км.
Куда мы без атомного флота?
Сегодня без российских атомных ледоколов не обходится ни одна сложная экспедиция. Напомним, ледокол «Арктика» ровно год (без захода в порты и без всяких дозаправок!) – с 4 мая 1999 г. по 4 мая 2000 г. – трудился в ледяных морях Северного Ледовитого океана. Занимался проводкой судов на трассах Севморпути. Через ледяные торосы «Арктика» провела 110 судов. В 2004 г. атомный ледокол «Советский Союз» совместно со шведским дизельным ледоколом «Oден» обеспечивал ледовую безопасность буровых работ на Северном полюсе. В 2007 г. атомный ледокол «Россия» помогал в проведении работ на глубоководных аппаратах «Мир».
А в этом году установлен ещё один рекорд – впервые в истории судоходства по Севморпути (СМП) его покорил танкер-гигант «Владимир Тихонов» (дедвейт 162 тыс. тонн) с грузом газоконденсата. Под проводкой атомоходов Росатомфлота «Владимир Тихонов» прошёл СМП за 7,5 суток со средней скоростью 14 узлов. Также в 2011 г. трассу Северного морского пути прошёл крупнейший японский балкер «Sanko Odyssey». Дедвейт балкера – 75 тыс. тонн, груз – железорудный концентрат. Севморпуть балкер прошёл за 8 суток, со средней скоростью 13,5 узлов.
Есть у российских атомных ледоколов и другие заслуги перед человечеством.
К сокровищам Арктики
По оценкам экспертов, в Арктике содержится около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире. В Арктике сосредоточено до 30% всех неосвоенных газовых и 13% нефтяных месторождений.
– Только на шельфе Карского и Баренцева морей находится до 100 миллиардов тонн условного топлива, – уверен академик Николай Лаверов, вице-президент РАН. – Поэтому нашей стране нужно активнее осваивать северные территории.
В ближайшее время Россия планирует освоить Штокмановское месторождение в Баренцевом море и проверить запасы Карского моря, а также зоны полуострова Ямал. Но дело не только в полезных ископаемых. Российские власти действительно намерены превратить Северный морской путь в важный маршрут международного значения.
45 граммов против 3 тонн
Почему в нашей стране начали строить атомные ледоколы? Дизельные ледоколы, во-первых, обладают меньшей мощностью и долго находиться в плавании без захода в порты не могут. Ледоколы с дизельной силовой установкой имеют запасы топлива не более чем на 40 суток. В условиях Арктики этого явно недостаточно: борьба со льдами требует большого расхода топлива. За час мощный дизельный ледокол может сжечь до трёх тонн солярки. Кстати, в обычной жизни вопрос экологии, что греха таить, для нас не первичен. А вот в искрящейся на солнце белоснежной Арктике особо остро воспринимаются огромные клубы чёрного едкого дыма от дизельных судов.
В 1957 г. родилась идея создания ледокола, движущегося при помощи атомной энергии. Но эта блестящая идея воплотилась в жизнь лишь после того, как вступила в строй первая в мире атомная станция (опять же у нас, в г. Обнинске). Учёные подсчитали: атомный ледокол будет расходовать в сутки 45 граммов ядерного топлива. Именно этот объём может уместиться в спичечном коробке.
Постройка атомного ледокола потребовала изготовления уникального энергетического оборудования, создания корпуса небывалой прочности, полной автоматизации процессов управления энергетической установкой.
Факт
Днём создания атомного флота считается день подъёма Государственного флага на первом атомном ледоколе «Ленин» – 3 декабря 1959 года.
«База-92»
В чьём ведении сегодня находится атомный флот России?
В начале 2008 г. правительство РФ приняло решение не продлевать лицензию Мурманского морского пароходства, а передать и ледокольный флот, и техническое обслуживание в Росатом как вклад государства в госкорпорацию. В августе 2008 г. атомный ледокольный флот был передан на баланс атомного ведомства. Сегодня работой ледоколов управляет ФГУП «Росатомфлот». В его состав входят четыре двухреакторных ледокола («Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы»), два однореакторных мелкоосадочных ледокола «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Из эксплуатации выведены «Ленин», «Сибирь» и «Арктика».
К слову, когда-то Росатомфлот, созданный для обслуживания ледокола Ленин, назывался
«База‑92». Таинственное название соответствовало номеру урана в Периодической системе элементов Менделеева. Предприятие начало работать как достроечная база Адмиралтейского судостроительного завода. Активное строительство началось в 70-е годы: тогда уже было известно, что атомный флот скоро будет пополняться новыми судами...
С тех пор прошло более полувека. Атомные ледоколы бороздят просторы Мирового океана. В их движении есть некий показатель.
– Транспортная активность на Северном морском пути является чутким индикатором экономики государства, – считает генеральный директор Росатомфлота Вячеслав Рукша. – В советские годы мы перевозили 7 миллионов тонн грузов, к концу века – всего 1,4 миллиона. Сегодня грузопоток превысил 2 миллиона и продолжает расти. Кто контролирует грузопотоки, тот владеет Арктикой. Стоит России отойти в сторону, её место займут конкуренты. Об этом надо помнить.
Атомоход выведут из отстоя
Станислав Головинский, заместитель генерального директора Росатомфлота, на круглом столе «Арктическая транспортная система как фундаментальный фактор развития региона» заявил журналистам, что в 2012 г. в эксплуатацию на Северном морском пути будет введён ещё один атомный ледокол. Значит, в Арктике скоро будут действовать 6 атомных богатырей.
– Учитывая растущий грузопоток в Арктике, мы вводим в эксплуатацию атомный ледокол, который находился в отстое, – сказал Головинский. – Это ледокол «Советский Союз». Переименовывать его не будем. – А первый атомный ледокол нового проекта будет построен в 2017 году.
Строительство серии из трёх таких судов начнётся уже в 2012 году. Бюджет принят, деньги выделены. Стоимость строительства – 32 млрд. рублей.
Ледокольный флот, по признанию С. Головинского, выполняет сегодня всё больше работ на коммерческой основе.
– Мы стремимся к тому, чтобы атомный ледокольный флот зарабатывал себе на жизнь сам. Но не увеличением тарифов, а их снижением, – рассказал С. Головинский. – Росатомфлот сумел увеличить коммерческую выручку за три года в два раза.
Но атомный ледокольный флот по-прежнему решает и государственные задачи. Основные из них – аварийно-спасательные операции, участие в работах по определению границ шельфа, то есть, по сути, определению границ российской экономической зоны. И ещё совместно с Росгидрометом Росатомфлот занимается мониторингом погоды, а также доставляет (и забирает) экспедиции на Северный полюс.
35 рейсов по Севморпути
Надо отметить, что Росатомфлот в последнее время начал очень активно осваивать транзитные перевозки. И если в 2009 г. по трассе Северного морского пути был всего лишь один транзитный рейс из Европы в Азию, то в 2010‑м таких рейсов было 4, а в 2011-м г. –
уже 35! За счёт этого Росатомфлот и получает свои доходы.
– В ледовой атомной энергетике мы – монополисты, – с гордостью говорит С. Головинский.
Попытки создать мощное судно с атомной установкой были у американцев: они строили ледокол «Саванна». Немцы строили атомный пароход «Отто Ган». Японцы – «Муцу». Но все они показали свою неэффективность. А атомный ледокольный флот в нашей стране работает! И работает уже более полувека. Напомним, это ледоколы «Россия», «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач». Из резерва выходит «Советский Союз». Ещё у нас есть атомный лихтеровоз «Севморпуть». И вскоре появятся новые, ещё более мощные атомные богатыри с ядерной установкой РИТМ-200. И никакие конкуренты в Арктике нам будут не страшны.