Между экспертами НИИ Системного анализа Счётной палаты и представителями атомной отрасли в середине ноября состоялся открытый диалог относительно нового облика системы внутреннего контроля Росатома. Особое внимание участников конференции было обращено на то, что деятельность госкорпорации связана в основном с эксплуатацией особо опасных объектов, и поэтому строжайшая дисциплина и противодействие любым формам злоупотреблений должны стать основой её повседневной работы.
Кризисные явления в начале ХХI века, проявившиеся в череде скандалов, связанных с финансовой отчётностью ведущих американских и европейских корпораций, подтолкнули их к поиску путей усиления внутреннего контроля. Предотвращение мошенничества и поддержание высокого уровня доверия со стороны инвесторов стали основной целью руководства компаний по всему миру, включая и Россию.
Сегодня проявилась новая роль системы внутреннего контроля отечественных госкорпораций. Возникла необходимость в обеспечении гарантий безопасного развития не только самой корпорации, но и нормальной жизнедеятельности связанных с ней социальных систем, что особенно важно для таких высокорисковых отраслей, как атомная.
Кроме того, изменились представления жителей страны о природе общественных ресурсов, что повлияло на организацию управления и контроля над их использованием. Люди стали интересоваться, насколько эффективно расходуются их деньги? Кто следит за работой предприятий, на нужды которых эти деньги выделяются из государственного бюджета?
Так возникло понимание различия между внутренним самоконтролем, осуществляемым менеджментом в интересах управления, и внешним контролем, осуществляемым в интересах общества. Об этом рассказал собравшимся руководитель аппарата Счётной палаты, заслуженный юрист России Сергей Шахрай.
Он отметил, что Счётная палата традиционно уделяет повышенное внимание ведомственному финансовому контролю, тем более цели внешнего и внутреннего финансового контроля во многом совпадают. Внешний контроль может полагаться на результаты внутреннего при условии его качественного функционирования.
«За эффективностью использования значительных ресурсов, которые передаются в распоряжение госкорпораций, должен обеспечиваться действенный контроль, но при этом не следует создавать дополнительных». Он также пояснил: «Если контролирующие органы убеждаются, что в проверяемой организации имеется собственная система внутреннего контроля, которая успешно работает и соответствует стандартам эффективности и качества, то детальная содержательная проверка не проводится. Если же по результатам аудита обнаруживается, что внутренняя система не на высоте, тогда внешние аудиторы не могут доверять отчётности организации и начинают собственную проверку по существу».
Аудит эффективности должен быть нацелен на всю управленческую деятельность, на выявление и решение конкретных проблем, которые препятствуют решению задач, поставленных государством перед корпорациями.
«Внедрение подобного подхода в российских условиях имеет большую ценность. Проверка внутрикорпоративных «систем безопасности», анализ качества используемых технологий и стандартов деятельности, управления рисками, аудита и отчётности позволяют соблюсти необходимый баланс между самостоятельностью госкорпораций и их подконтрольностью. Всё это является эффективным инструментом профилактики финансовых правонарушений и, что самое главное, повышает инвестиционную привлекательность компаний, обеспечивает им достойную репутацию на международной арене», – считает представитель контрольного ведомства.
Проще говоря, внутренний контроль и аудит стали важной частью современной системы управления российскими предприятиями. При этом основная задача менеджмента, равно как и государственных контролёров, состоит в том, чтобы аудит не искал ответ на вопрос: «Кто виноват?», но должен отвечать на вопросы: «Почему это произошло?» и «Как не допустить этого в будущем?».
Завершая выступление, Сергей Шахрай обратил внимание на то, что наиболее важный вопрос в процессе взаимодействия внешнего и внутреннего контроля – синхронизация усилий каждой из сторон. Для них важно избежать дублирования функций друг друга. За систему контроля над эффективностью использования ресурсов организации должен отвечать менеджмент. Он же осуществляет контроль над подготовкой финансовой отчётности, а вот проверка её достоверности – задача внешнего аудитора.
В ходе заседания также рассматривались современные проблемы учёта и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов у организаций Росатома. Был одобрен переход системы ведения реестра РАО и кадастра пунктов их хранения на новую информационно-технологическую платформу.
В конце конференции участники одобрили принятие Концепции «Проведение аудита эффективности системы внутреннего контроля и коррупционной безопасности госкорпорации «Росатом» и её организаций». Также было внесено предложение об образовании межведомственного института с возможностью привлечения других государственных корпораций для обсуждения проблем и обмена опытом в области внутреннего контроля и управления рисками.
В дальнейшем подобные конференции планируется проводить раз в два года.