Согласно опубликованным во вторник выводам независимого расследования причин крушения Як-42 под Ярославлем, к катастрофе привели не действия летчиков, а недостатки конструкции лайнера и нарушения в работе авиакомпании.
Расследование по просьбе родственников погибших хоккеистов и членов экипажа провели летчик-испытатель, пилот 1-го класса Владимир Герасимов, ведущий эксперт России по авиакатастрофам Валентин Дудин и летчик-испытатель 1-го класса Александр Акименков, уточняют "Известия".
Эксперты пришли к выводу, что главной причиной катастрофы под Ярославлем стали конструктивные и аэродинамические недостатки самолета Як-42. И если один из пилотов действительно жал на педаль тормоза, то причину этого следует искать в несовершенстве конструкции педалей и в отсутствии рекомендаций по правильному положению ног летчиков на педалях этих лайнеров.
Кроме того, авторы расследования считают, что раз пилоты сумели поднять самолет в воздух, то никакой катастрофической или даже аварийной ситуации не сложилось. Герасимов заявил, что непосредственной причиной катастрофы стало отсутствие поперечной управляемости самолета, то есть Як-42 в воздухе просто завалился на бок.
Дудин же опроверг данные МАК, что Як-42 при взлете слишком резко набрал высоту. "Резкого и значительного отклонения руля высоты не было. К тому же сваливание самолета возможно лишь при достижении самолетом скорости сваливания, которая в данном случае должна быть порядка 170 км/ч, либо наличия вертикальной перегрузки примерно две единицы. Но "черный ящик" не зафиксировал ни того, ни другого", – отметил эксперт.
Факт резкого кабрирования самолета отрицает и Акименков. По его словам, если бы Як-42 взлетал слишком резко, то за время, которое лайнер провел в воздухе, он поднялся бы на 30 метров, а не на пять. "Вертикальную скорость набора, равную одному с небольшим метра в секунду, вряд ли можно назвать чрезмерной", – добавил он.
Эксперты выяснили, что в авиакомпании "Як-Сервис" не проводилась летная подготовка пилотов. Несмотря на это, перевозчик успешно прошел проверку, проведенную комиссиями ООО "Центр сертификации эксплуатантов" ГА "Аэрофлот" и МТУ ВТ "Росавиации".
Эксперты сделали вывод, что расследование МАК не было независимым и не установило причину катастрофы.
Однако председатель Научно-технической комиссии МАК Виктор Трусов заявил газете, что не знаком с результатами независимого расследования и выразил сомнение в том, что "у этих экспертов вообще есть возможности для объективного расследования".