В истории мирового театра актер Глеб Котельников не оставил заметного следа, хотя к "возвышенному", безусловно, тяготел. 100 лет назад он изобрел парашют.
"В небе болтаются толпы бездельников, что ж ты наделал, товарищ Котельников?" Эта присказка парашютистов, пожалуй, лучше и короче всего описывает вековую эволюцию парашюта от экзотического средства выживания до спорта и хобби.
100 лет назад не то что парашюты, самолеты-то были диковиной - летали в основном на аэростатах, рассказывает www.1tv.ru. На испытания первых самолетов собирались толпы зрителей. Среди них оказался и Глеб Котельников. До сих пор сохранилась даже фотография, запечатлевшая трагический момент: аппарат перевернулся в воздухе, и летчик выпал из него. "Котельников был очевидцем этой катастрофы, - рассказывает историк авиации Георгий Черненко, - и она произвела на него такое впечатление, что он решил придумать какое-то средство спасения авиаторов".
Котельников не был конструктором - он был актером. Но за новое дело принялся с жаром. Это решило его судьбу. 20-30-е годы - время первого расцвета парашютного спорта. Накануне Второй мировой войны в Советском Союзе парашютные школы были уже по всей стране.
Котельников пытался усовершенствовать свой парашют, но без профессиональных знаний было сложно: к тому времени доработкой его изобретения уже занимались лучшие инженеры и конструкторские бюро. Но до сих пор весь мир пользуется его изобретением, хотя и сильно усовершенствованным. Власти наградили Котельникова значком "Конструктор", а чуть позже - Орденом Красного Звезды.
Современные конструкторы идут все дальше: экспериментируют с формой крыла, его аэродинамическими свойствами, чтобы сделать парашют более маневренным, удобным.
Парашютисты тоже не отстают, совершая в воздухе самые немыслимые пируэты, занимаясь воздушной акробатикой.
Последнее слово в развитии парашютного спорта - прыжки без парашюта в перепончатом костюме, который позволяет испытать ощущение свободного полета, просто планируя, скользя по воздуху. Совсем, правда, избавиться от купола пока не удается - он нужен при приземлении. Но, по словам спортсменов, недалек тот день, когда человек сможет шагнуть за борт самолета без привычного ранца за спиной.