Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Плод театра и любви

, 09:00

Завтра открывается новый театральный сезон в одном из немногих волгоградских театров, в котором ещё жив сам дух театра и его лучшие традиции, - в ТЮЗе. Рассказывая корреспонденту «Аргументов неделi» о премьерном спектакле, который ещё только должен родиться, главный режиссер Альберт Авходеев, суеверно не давал постановке ни положительных, ни отрицательных оценок. Вероятно, боялся сглазить премьеру.

    За 40 лет работы волгоградский ТЮЗ в третий раз обращается к творчеству Шекспира. В этот раз выбрана одна из самых малоизвестных пьес драматурга – «Бесплодные усилия любви». Король Наварры и его приближенные дают обет – три года поститься, спать три часа в сутки и не встречаться с девушками, в том числе и в самом прямом смысле этого выражения, то есть обходить их минимум за милю. Они собираются все три года созерцать природу, окружающий мир, работать над душой  и, в конце концов, обрести духовную глубину. Но не успели молодые люди подписать соглашение, как королю докладывают, что к нему для переговоров едет французская принцесса, чтобы вернуть Аквитанью - ранее завоеванный им регион. Договоренность волей-неволей нарушается.

   А увяз коготок – тут и всей птичке пропасть. За одним нарушением тянется вся вереница соблазнов. Любовные истории сменяют одна другую, завораживая зрителя шекспировским языком монологов и сонетов, переведенных другим мастером пера - Корнеем Чуковским. Все главные роли играют молодые актеры, которые на сцене вообще выглядят подростками, что вполне согласуется с возрастом их героев. Слава Богу, что наш ТЮЗ не забывает о своем предназначении – воспитывать и служить зрителю юному, находя при этом отклик в сердцах и головах взрослых.

   Шекспир академичен, но его драматургия открывает путь для актерской и режиссерской импровизации. И Авходеев пользуется этим сам и позволяет импровизировать своим актерам.

    Как в любом классическом произведении тем здесь сразу несколько. Актуальная: ответственность короля – политика, от  решений и законов которого зависит судьба многих. Так зачем же принимать законы, которые абсолютно не взвешены и не обдуманы, но которые режут судьбы и жизни твоих подданных? Лирическая и вечная: тема первой любви, которая в жизни часто заканчивается ничем. Философская: в природе все настолько гармонично, что не надо ничего выдумывать, надо лишь ей следовать.

   Впрочем, давать готовые ответы - не в стиле сегодняшних тюзовских спектаклей. Авходееву близка другая формула искусства: если в пьесе и постановке есть вещи, которые вас заставляют задуматься и размышлять, то это уже есть произведение искусства.

    - Если получится всё, что мы задумали, «Бесплодные усилия любви» могут стать украшением нашего репертуара, - отбросив предрассудки, уже уверенно говорит Авходеев о завтрашнем премьерном спектакле.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram