Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Что царицынцу обычно, англичанину - смерть

, 11:00

В дни Гражданской через Царицын прошли десятки тысяч людей. Войска Красной и Белой армий, анархисты, беженцы, военнопленные Первой Мировой: чехи, немцы, сербы, китайцы. С приходом в город летом 1919 года Кавказской армии генерала П.Н.Врангеля на улицах Царицына нередким стало появление англичан: высших и младших офицеров, танкистов, летчиков.

 

Сэр Врангель

Четыре английские миссии посетили Царицын в период пребывания в нем Кавказской армии: в июле, августе, сентябре и октябре 1919 года. Англичане выезжали на позиции, изучали технические и материальные нужды армии. Дважды в нашем городе был глава британской миссии при ВСЮР генерал Хольман.

Увлечённый авиацией генерал несколько раз вылетал на разведку в районе Царицына на самолетах 47-го английского авиаотряда. Одной из целей визитов Хольмана в Царицын было вручение генералу П.Н.Врангелю пожалованного королём Великобритании Георгом V ордена Св.Михаила и Св.Георгия. Орден занимал шестую позицию по старшинству в британской системе наград. Он давал право на титул рыцаря и обращение «сэр». Девиз ордена – «Во имя лучших времён», а имена кавалеров заносились на специальные доски в лондонском соборе св. Павла.

 

Угрюмый танк здесь проползал…

Большую роль во взятии Царицына сыграли английские танки Mk-IV, Mk-V. В армии генерала А.И.Деникина было 74  английских танка. Восемь из них были направлены для участия в штурме Царицына в июне 1919 года – в составе 1-го танкового дивизиона.

Тяжелые, весом в пару десятков тонн, неповоротливые танки двигались со скоростью 5-13км, температура в машинах достигала 40о.  Психологическое их воздействие было мощнейшим - на царицынском театре военных действий их увидели впервые. При штурме Царицына танки буквально смяли проволочные заграждения вокруг города, следом наступала кавалерия. В основном, хотя в числе танкистов были и русские, экипажи состояли из англичан. Неоднократно они принимали участие в боевых действиях. Менее выносливые, чем русские танкисты, они не могли дольше восьми часов находиться внутри танков. Один из вольноопределяющихся танкистов Приходько вспоминал: «Англичане нюхали нашатырь и скипидар…Газы пороховые не улетучиваются, а остаются внутри; всё это делает пребывание внутри крайне неприятным и тяжёлым».

Многие английские танкисты были награждены генералом П.Н.Врангелем Георгиевскими крестами и медалями IV степени. Очевидец событий вспоминал: «Англичане радовались… крестикам как дети; чуть ли не прыгали, громко смеялись и рассматривали Георгиевские кресты». В  течение полугода английские танки казались неуязвимыми для артиллерии Красной Армии.

К концу 1919 года командование Южного фронта разработало рекомендации по стрельбе по танкам. Благодаря этому часть танков была подбита, и в течение нескольких лет выведенные из строя танки стояли на окраинах Царицына.

 

… И пролетала стальная птица

В числе поставляемой Великобританией боевой техники были и самолеты. Весной на помощь войскам генерала А.И.Деникина выслан 47-й добровольческий дивизион английских ВВС. Это были молодые честолюбивые лётчики, не попавшие по возрасту на Первую Мировую. Материальная часть состояла из изношенных машин, которые доставляли пилотам много хлопот. В ангарах Екатеринодара собрали  несколько «Де Хэвиллендов» - звено «С» - и перебросили в район Царицына.

В июне 1919 года южнее Царицына, на Маныче, на Сале шли бои. Проливные дожди размыли полевые аэродромы, выводя самолеты из строя. А тут еще неделю пришлось взорванный мост через реку восстанавливать. Только 20 июня воздушная и наземная часть 47-го дивизиона соединились в районе Гнилоаксайской, в сотне километров юго-западнее Царицына. Отсюда 23 июня три английских бомбардировщика «Де Хевилленд» совершили свой первый в России боевой вылет. Потом налеты на Царицын совершались ежедневно.

Позже самолеты перебазировались на аэродром у Червлёной, затем на аэродром Бекетовки. В начале июля на фронт прибыло еще пять английских летчиков и восемь наблюдателей. Они воевали в районе Черного Яра и проявляли в воздушных боях изобретательность. В одном из боев 17 июля лейтенанту Митчель почти час пришлось стоять на крыле «Де Хевилленда», закрывая рукой течь в бензобаке.

В сентябре на Царицынский фронт прибыло звено «В» 47-го дивизиона, вооруженное истребителями «Coпвич- Кэмел». Тогда же под Царицын прилетел командир дивизиона майор Коллишоу, чтобы лично принимать участие в боевых действиях. Легендарный герой Британских ВВС, пилот воевавший в 1-ю Мировую в составе «Черного звена», на счету которого было по одним данным – 40, по другим – 60 сбитых самолетов. С конца сентября под Царицыном действовали три звена – 47-й дивизион в полном составе.

Сведения о сбитых под Царицыным самолетах Красного Воздушного флота в английских источниках завышены. Точно известно только о двух сбитых англичанами самолетах. С июня по октябрь 1919 года английские летчики получили 32 ордена императорской России, 24 Георгиевских креста. Глубокой осенью из-за нехватки горючего и необходимых для бесконечных ремонтов деталей 47-й авиадивизион был выведен с Царицынского фронта и скоро покинул Россию. Последняя английская миссии покинула Царицын в середине ноября. А вскоре, в первые дни января 1920 года, в ходе наступления войск Юго-Восточного фронта Красной Армии и Кавказская армия генерала В.Л. Покровского оставила Царицын.

Татьяна  АГЕЕВА,

заместитель  заведующего отделом

музея-заповедника «Сталинградская битва» 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram