Города в сельской местности
В двадцатые-тридцатые годы прошлого века, в эпоху грандиозных социалистических преобразований в СССР, активно разрабатывались градостроительные концепции, воплощение которых должно было способствовать устройству нового социалистического общества и произвести революцию в быту. «Неистовые ревнители пролетарской чистоты» призывали к полному уничтожению старых устоев и преобразованию быта на коллективистской основе, формированию нового образа жизни на очищенной социальной почве.
Проекты социалистических городов были новаторскими, грандиозными по масштабам, но многие из них отличались безбрежным полетом социальных и градостроительных фантазий, которые не вписывались в реалии советской действительности.
На фоне тех трудностей, с которыми пришлось столкнуться при осуществлении этих проектов на практике, представляется совершенно уникальным опыт строительства социалистического городка в сельской местности, да еще и на территории проживания донского казачества, отношения которого с советской властью в те годы были и сложными, и противоречивыми.
Один из таких смелых социальных экспериментов предпринял известный советский художник Илья Иванович Машков на своей родине – станице Михайловской. Сейчас это Урюпинский район Волгоградской области. Художник поставил цель: сделать из бывшей «реакционной атаманской кулацкой станицы» образцовый и показательный культурный социалистический сельскохозяйственный городок. Он должен был стать «типовым для других подобных местечек великой нашей СССР».
Меж двумя полюсами власти
Разработка и осуществление проекта пришлись на период с 1930 по 1937 годы. Это время, зажатое между двумя полюсами политики советской власти по отношению к казачеству: в конце 20-х – начале 30-х в рамках так называемого «великого перелома» (коллективизации и раскулачивания) проводились масштабные антиказачьи акции. А со второй половины 30-х годов власти проводили кампанию по представлению казаков в качестве равноправных членов социалистического общества.
Глобальный план Машкова по преобразованию Михайловской отличался всесторонностью и основательностью. В его основе лежал один из активно проповедуемых принципов социализма - стирание граней между городом и деревней. Преодолев эти границы, человек мог реализовывать свои потребности независимо от места его проживания. В то же время, план вписывался в общую концепцию советской власти по превращению казачества в группу советских колхозников.
Приехавший после долгого перерыва на родину в 1930 году художник был поражен царившей здесь нищетой, и, как он полагал, полным бескультурьем. Когда-то не без восхищения писавший о казаках, как носителях мощной, колоритной, основанной на принципах общинности и соборности культуре, теперь Машков видел в станице только беспросветную отсталость и дикость нравов.
Искренне веря в коммунистические идеалы, он с огромным энтузиазмом начинает в Михайловской строительство социалистического городка, в котором прежние казаки переродятся в носителей новых идей и новой культуры. Центром этого городка должен был стать Дом социалистической культуры, расположившийся в здании закрытой на тот момент Сретенской церкви.
Колхозный зоосад и культчайная
Даже неполный перечень предполагаемых к созданию объектов при Доме социалистической культуры поражает размахом. Здесь запланированы колхозный университет, курсы по общему образованию, а так же по подготовке и переподготовке актива, агро-кабинет с консультационным бюро и агрономическими курсами, химлаборатория.
Ударники, культармейцы и колхозники должны были иметь собственный дом отдыха. А культурным центром стать драмкинотеатр, культчайная, библиотека и читальня, художественные студии: изобразительного искусства, музыки, вокальный, хореографический, драматический и другие, клуб молодежи. Предполагалось организовать музеи: материнства и младенчества, антирелигиозный, краеведческий. Должен появиться коллективный агитатор и пропагандист - местная газета со своей типографией, радиоузел с передаточной станцией. А ещё телефонная станция, обеспечивающая связь с МТС, ближайшими колхозами и колхозными бригадами Михайловских колхозов им. тов. Ворошилова и им. 14 годовщины РККА, электростанция, метеорологическая станция, астрономическая лаборатория.
Парк культуры и отдыха в станице непременно должен был включать ботанический сад, представляющий мир лесных, декоративных и фруктовых ягод и зоологический сад с хищниками и домашними животными в клетках. Да ещё и аквариум с водными животными и растениями.
Машков ведет переговоры по поводу открытия в Михайловской ряда техникумов, «хотя бы небольшого завода», создании дома отдыха, «речного курорта», наконец, о придании станице статуса районного центра.
Четыре тонны культурных ценностей
Живя в Москве, Машков развернул активную деятельность, ища поддержку своим начинаниям. Он обращался за помощью в различные организации, к ведущим партийным деятелям, известным художникам, организовал сбор подарков, пожертвований, доставку оборудования и материалов. Вкладывал собственные деньги, взял на себя всю организационную работу, оформление документов.
Для изменения облика станицы он предлагал привлечь ведущих архитекторов и скульпторов, таких как А. Щусев, создавший один из самых известных проектов развития столицы - «Новая Москва». Стараниями известного художника «получено от Наркомпроса с содействием наркома Бубнова тридцать тысяч рублей, от Урюпинского РИКа три тысячи рублей, и на десять тысяч подарков от московской общественной организаций - ОСОВИАХИМа, Всекохудожника, Большого театра и др., вождей, общественных деятелей и деятелей искусства». Из Москвы послано посылок и багажа весом около четырех тонн.
Однако, несмотря на все усилия и первоначальную поддержку властей, план Машкова потерпел неудачу. В своих письмах в разные инстанции он жаловался, что имущество ДСК постоянно расхищается, окна выбиваются. Работники ДСК - брат Машкова А.Н. Андреев и его ученик И.Б. Маримонт подвергаются нападению, отсутствуют квалифицированные кадры: невозможно найти достойного заведующего и сотрудников ДСК.
Но самое трагичное для Машкова было то, что жители станицы не проявили интереса к его начинаниям. Более того, именно земляки-казаки регулярно сбивали с размещенного в церкви ДСК красный флаг и подожгли дом, выкупленный Машковым у местного священника. Художник объяснял это «кабацкими традициями» прошлого и «ложной революционностью» его времени, желанием «разрушить и уничтожить, что не соответствует учению Маркса и Ленина».
К концу тридцатых годов явно нарастал конфликт и с местными властями, о чем косвенно свидетельствует жалоба Машкова краевому прокурору: «Против ДСК предпринимались всякие меры воздействия: шантаж и травля в районной газете «Красный Хопер», делались налеты, ревизии с целью надругательства и дискредитации, у работников ДСК делались несколько раз обыски. Были случаи оскорбления действием и т.д. и т.п.».
И труд, и дум высокое стремленье не пропало
Безусловно, проект Машкова был утопией, он не вписывался ни в социально-экономические реалии того времени - нищету и голод, не согласовывался ни с политикой местных властей, по-прежнему настороженно относившихся к казакам, ни с традиционными культурными установками самого казачества. Но при очевидной утопичности проекта Машкова, часть его планов все же была реализована. Придание станице Михайловской статуса районного центра благотворно сказалось на жизни земляков художника. Было проведено электричество, открыта радиоточка. Объекты, отведенные для ДСК, сохраняли свою функцию и после последнего отъезда Машкова в 1937 году. Отчет о культурно-массовой работе за 1935 год по Михайловскому ДК свидетельствует о наличии грандиозного хозяйства и ряда работающих кружков и студий: драмкружка, хора, шумового оркестра, физкультурного кружка, изостудии, школы кройки и шитья, музыкальной школы, агитбригады. В определенной мере Машкову удалось увлечь земляков идеей художественной самодеятельности. Старожилы до сих пор вспоминают прекрасный театр и кино, хор и струнный оркестр ДСК, работавшие и в послевоенное время.
Время примирило и разрушителей, и строителей нового, и тех, кто оказался субъектами этих великих экспериментов. В настоящее время в станице Михайловской при ДК существует небольшой музей И.И. Машкова, в котором удивительным образом сочетаются и его картины, и документы, относящиеся к его проекту по переустройству станицы. Так же там хранятся и предметы традиционной культуры казаков, которой, казалось, предначертано было умереть, но которая жива до сих пор, не смотря на все эти эксперименты и предначертания. В культурное поле современной станицы оказались вписанными и Сретенская церковь, и Дом культуры, и музей с библиотекой, и бывший дом священника, и памятник Машкову, и надгробия с разграбленных могил священников.