Казаки хотят «волю»
13 сентября 2011, 09:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
Таковым весной стало движение родителей, борющихся за право своих детей посещать детские сады. Начавшись, как групповое объединение нескольких человек, движение уже переросло в общероссийское. Сначала обеспокоенные родители требовали лишь места для своих чад. Теперь они рассылают списки депутатов. В них народные избранники поделены на тех, кто откликнулся на их проблемы и тех, кто остался совершенно безучастным. Таким образом, движение уже формирует общественное мнение и оказывает влияние на будущие выборы.
Слияние и поглощение
Иные масштабы принимает и частный конфликт артистов волгоградского ансамбля «Казачья воля». Известие о реорганизации ансамбля застало коллектив на гастролях во Франции. Было объявлено, что их объединяют с другим ансамблем – «Казачьим куренем». И теперь они должны существовать в рамках проекта «Ансамбль «Российского казачества».
По приезду уточнили, что это связано с законом об изменении финансирования бюджетных организаций и каждая организация должна определиться, в каком статусе она должна будет существовать: автономном, казенном или бюджетном.
- Председатель комитета по культуре администрации Волгоградской области Виктор Гепфнер объяснил, что не видит нашего отдельного существования, и самолично решил объединить два коллектива: его родное детище «Казачий курень» и наш коллектив, - рассказал экс-администратор бывшего коллектива «Казачья воля» Александр Коротов. - И еще объяснил совместный проект экономией бюджета. Только где она, эта экономия?! Нынешний бюджет объединенного ансамбля заявлен в 25 миллионов. Предыдущий бюджет «Казачьей воли» был 8,5 миллионов, «Казачьего куреня» - 11 миллионов. Или что-то с математикой у господина Гепфнера не так, но с экономией тоже нестыковочка.
Мюзик-холл в лампасах
«Казачья воля» работала на материале, собранном в хуторах и станицах Донского края. Это настоящий фольклор - минимально обработанные песни, звучащие практически без изменений. Артистам объявили, что репертуар нового коллектива сложится пятьдесят на пятьдесят: половина песен «Воли», половина - «Куреня».
- Нас собрал Виктор Петрович Гепфнер и нарисовал радужные перспективы: увеличение зарплат, как минимум, в два раза, хорошая база. Объявил, что ни в коем случае не пострадает наша творческая составляющая. И вообще, это будет супер-пупер здоровенная структура типа Кубанского хора, - эмоционален Коротов. - Причем, одна наша сотрудница сказала, что её не интересует зарплата «в два раза». Сейчас у неё шесть тысяч рублей, и работает она не ради зарплаты, а ради сохранения самобытной культуры. Гепфнер с долей кичливости упомянул, что у него зарплата сто тысяч рублей, и он тоже любит казачьи песни, но «под сто грамм». Уже тогда мы поняли, что просто-напросто мы разные люди, которые друг друга понять не смогут.
Пообещали одно, а когда артисты вышли из отпуска, заявили: всё, ребята, теперь будете учить новую программу.
Художественный руководитель ГНТУК АРК (Государственного научно-творческого учреждения культуры «Ансамбль «Российского казачества») в телеэфире публично объявил, что «Казачья воля» пела только для бабушек. А теперь предлагается формат, понятный всему народу.
- Репертуар нового коллектива состоит из русских народных песен, шлягеров типа «Батька Махно с нами заодно». Может, сами по себе это и неплохие песни, но это не казачьи песни, - пояснил артист хора бывшей «Казачьей воли» Андрей Павлов, которого к моменту нашего разговора уже уволили и из нового «Ансамбля «Российского казачества». Как мы можем с ними ехать в те же места, где выступали. Да меня любая бабка по горбу костылем протянет, если услышит, что я это пою. Нас принуждают отказаться от своего лица и перейти на рельсы мюзик-холла в лампасах.
Кроме того весь репертуар – это, можно сказать, очень «легкий» материал для профессионального певца. Эти песни, в отличие от настоящих донских казачьих, маломальский специалист освоит за пару дней. Из чего можно сделать вывод, что руководители не держатся за кадры, ротация их не пугает. Ушли одни – завтра наберем других. Что сейчас и происходит.
Мумитроллизация
Один из чиновников культуры с двадцатилетним стажем поделился своим мнением о родном детище Виктора Гепфнера – прежнем ансамбле «Казачий курень». Он сказал, что это вообще «ансамбль-призрак». Как только была возможность заграничных гастролей за государственный счет, так туда срочно набирались люди. Отработали – опять никого нет. Большая часть артистов хора работала по совместительству. Балетные – из самых разных городов. За время существования коллектива сменилось немало руководителей.
- Я вот спросил: «У вас на двери висит табличка «Ансамбль российского казачества». Зачем вам так называться, если вы казачьих песен не исполняете? – возмущен Андрей Павлов. - А мне ответили: «Ты знаешь, Андрей, есть такая группа «Мумий Тролль» называется, но это не значит, что там мумии и тролли». Вот такая аргументация.
Репертуар поменяли, обещанных денег не дали, условия репетиционной базы не выдерживали никакой критики. В конце концов, артисты отказались выполнять трудовые обязанности и не согласные с последовавшими после этого репрессиями, подали заявления о нарушениях в трудовую комиссию. А так же в прокуратуру и суд. Разослали обращения к губернатору и депутатам.
Сейчас собирают подписи жителей Волгограда и области. В понедельник, 12 сентября, вышли на митинг на центральную площадь областного центра - Площадь Павших борцов.
Теперь их лозунги поменяли масштаб: они требуют не только соблюдения своих трудовых прав, но и заявляют, что в областных структурах сидят руководители, уничтожающие национальную культуру. Хотя не имеют на это никакого «морального и родового права».
Наталья СПЕКТОРОВА