Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Казаки хотят «волю»

, 09:00

Голос гражданского общества в Волгограде начинает звучать все отчетливее. Кажется, сегодня уже не партии, а различные общественные движения начинают играть первую скрипку в общественно – политической жизни региона. И это не искусственно выращенные Фронты и Ополчения. Это стихийные самоорганизации, пытающиеся выжить в условиях, когда государственные органы самоустраняются от социальных обязательств. Или же когда чиновники пытаются навязать им свои правила игры.

    Таковым весной стало движение родителей, борющихся за право своих детей посещать детские сады. Начавшись, как групповое объединение нескольких человек, движение уже переросло в общероссийское. Сначала обеспокоенные родители требовали лишь места для своих чад. Теперь они рассылают списки депутатов. В них народные избранники поделены на тех, кто откликнулся на их проблемы и тех, кто остался совершенно безучастным. Таким образом, движение уже формирует общественное мнение и оказывает влияние на будущие выборы.

Слияние и поглощение

   Иные масштабы принимает и частный конфликт артистов волгоградского ансамбля «Казачья воля». Известие о реорганизации ансамбля застало коллектив на гастролях во Франции. Было объявлено, что их объединяют с другим ансамблем – «Казачьим куренем». И теперь они должны существовать в рамках проекта «Ансамбль «Российского казачества».

    По приезду уточнили, что это связано с законом об изменении финансирования бюджетных организаций и каждая организация должна определиться, в каком статусе она должна будет существовать: автономном, казенном или бюджетном.

   - Председатель комитета по культуре администрации Волгоградской области Виктор Гепфнер объяснил, что не видит нашего отдельного существования, и самолично решил объединить два коллектива: его родное детище «Казачий курень» и наш коллектив, - рассказал экс-администратор бывшего коллектива «Казачья воля» Александр Коротов. - И еще объяснил совместный проект экономией бюджета. Только где она, эта экономия?! Нынешний бюджет объединенного ансамбля заявлен в 25 миллионов. Предыдущий бюджет «Казачьей воли» был 8,5 миллионов, «Казачьего куреня» - 11 миллионов. Или что-то с математикой у господина Гепфнера не так, но с экономией тоже нестыковочка.

Мюзик-холл в лампасах

   «Казачья воля» работала на материале, собранном в хуторах и станицах Донского края. Это настоящий фольклор - минимально обработанные песни, звучащие практически без изменений. Артистам объявили, что репертуар нового коллектива сложится пятьдесят на пятьдесят: половина песен «Воли», половина - «Куреня».

   - Нас собрал Виктор Петрович Гепфнер и нарисовал радужные перспективы: увеличение зарплат, как минимум, в два раза, хорошая база. Объявил, что ни в коем случае не пострадает наша творческая составляющая. И вообще, это будет супер-пупер здоровенная структура типа Кубанского хора, - эмоционален Коротов. - Причем, одна наша сотрудница сказала, что её не интересует зарплата «в два раза».  Сейчас у неё шесть тысяч рублей, и работает она не ради зарплаты, а ради сохранения самобытной культуры. Гепфнер с долей кичливости упомянул, что у него зарплата сто тысяч рублей, и он тоже любит казачьи песни, но «под сто грамм». Уже тогда мы поняли, что просто-напросто мы разные люди, которые друг друга понять не смогут.

   Пообещали одно, а когда артисты вышли из отпуска, заявили: всё, ребята, теперь будете учить новую программу.

   Художественный руководитель ГНТУК АРК (Государственного научно-творческого учреждения культуры «Ансамбль «Российского казачества») в телеэфире публично объявил, что «Казачья воля» пела только для бабушек. А теперь предлагается формат, понятный всему народу.

   - Репертуар нового коллектива состоит из русских народных песен, шлягеров типа «Батька Махно с нами заодно». Может, сами по себе это и неплохие песни, но это не казачьи песни, - пояснил артист хора бывшей «Казачьей воли» Андрей Павлов, которого к моменту нашего разговора уже уволили и из нового «Ансамбля «Российского казачества». Как мы можем с ними ехать в те же места, где выступали. Да меня любая бабка по горбу костылем протянет, если услышит, что я это пою. Нас принуждают отказаться от своего лица и перейти на рельсы мюзик-холла в лампасах.

   Кроме того весь репертуар –  это, можно сказать, очень «легкий» материал для профессионального певца. Эти песни, в отличие от настоящих донских казачьих, маломальский специалист освоит за пару дней. Из чего можно сделать вывод, что руководители не держатся за кадры, ротация их не пугает. Ушли одни – завтра наберем других. Что сейчас и происходит.

Мумитроллизация

   Один из чиновников культуры с двадцатилетним стажем поделился своим мнением о родном детище Виктора Гепфнера – прежнем ансамбле «Казачий курень». Он сказал, что это вообще «ансамбль-призрак». Как только была возможность заграничных гастролей за государственный счет, так туда срочно набирались люди. Отработали – опять никого нет. Большая часть артистов хора работала по совместительству. Балетные – из самых разных городов. За время существования коллектива сменилось немало руководителей.

   - Я вот спросил: «У вас на двери висит табличка «Ансамбль российского казачества». Зачем вам так называться, если вы казачьих песен не исполняете? – возмущен Андрей Павлов. - А мне ответили: «Ты знаешь, Андрей, есть такая группа «Мумий Тролль» называется, но это не значит, что там мумии и тролли». Вот такая аргументация.

   Репертуар поменяли, обещанных денег не дали, условия репетиционной базы не выдерживали никакой критики. В конце концов, артисты отказались выполнять трудовые обязанности и не согласные с последовавшими после этого репрессиями, подали заявления о нарушениях в трудовую комиссию. А так же в прокуратуру и суд. Разослали обращения к губернатору и депутатам.

   Сейчас собирают подписи жителей Волгограда и области. В понедельник, 12 сентября, вышли на митинг на центральную площадь областного центра - Площадь Павших борцов.

   Теперь их лозунги поменяли масштаб: они требуют не только соблюдения своих трудовых прав, но и заявляют, что в областных структурах сидят руководители, уничтожающие национальную культуру. Хотя не имеют на это никакого «морального и родового права».

Наталья СПЕКТОРОВА

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram