Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 35(276) от 08.09.2011

Север: школа выживания

, 18:32

Трудовая миграция – привычное явление современной жизни. Причем едут специалисты не только в столицу. Как адаптироваться к условиям Крайнего Севера, достигнуть гармонии и избежать излишних стрессов, «НА» рассказала врач-антрополог из Магадана Татьяна ГОДОВЫХ.

- Что происходит с людьми, которые приезжают на Север из других климатических зон нашей страны?

– Когда человек собирается переехать в другой регион, его решение обычно основано на экономических и социальных причинах. Об адаптации мигранты, как правило, не задумываются. А зря. Далеко не все европейцы в принципе могут приспособиться к жизни  в условиях Крайнего Севера. И дело тут даже не в состоянии здоровья как таковом.

– Вы пришли к такому выводу на собственном примере? 

– Я анализировала свои ощущения, наблюдала за другими мигрантами, изучала специальную литературу. В итоге кусочки пазла со временем сложились в единую картину. Реакция организма на стресс, а именно стрессом для любого из нас является резкая смена климатического пояса, во многом зависит от поведенческой модели, которую использует человек. Для европейцев больше характерны напористость, умение достигать поставленных целей, готовность к битве за место под солнцем. Для северных и некоторых восточных  народов – «соглашательная» позиция, умение подстраиваться под обстоятельства, гармонировать с окружающей действительностью. Причем эти особенности обусловлены генетически: даже строение клеток у представителей различных народов разное. Если человек резко меняет климатическую зону, он должен научиться менять и собственные реакции на жизненные перипетии.

– Для чего? Ведь со сменой места жительства этнические стереотипы поведения  человека не меняются.

– Любое сильное воздействие извне запускает гормональную перестройку организма. Причем гораздо более глубокую, чем принято считать. Происходит целый комплекс изменений на клеточном уровне. В долгосрочной перспективе даже строение тела меняется. А обновленный организм требует уже совершенно другого обращения.

– Приехал стройный, высокий, светлокожий, пожил на Севере 20 лет и стал коренастым, приземистым и смуглым?

– Конечно, столь значительные изменения не происходят с одним человеком. А вот во втором-третьем поколении действительно у некоренных жителей Крайнего Севера сглаживаются европейские черты. Внешне они становятся больше похожими на аборигенов: ниже рост, темнее кожа, жилистее тело. Эти особенности помогают выживать.

– У людей с таким типом внешности выше стрессоустойчивость?

– У них просто другая, основанная на традиционной поведенческой модели, о которой я уже говорила, реакция на неблагоприятные факторы. Европейцы в ответ на стресс начинают «бороться» и в итоге разрушают собственный организм. Коренные северяне – приспосабливаются к окружающим условиям и находят компромисс. Проблема не в стрессе как таковом, а в путях выхода из него. В идеале, организм сам должен найти оптимальный механизм, который не позволил бы перейти стрессу в болезнь. Но иногда системе необходима помощь извне.

В чем заключается эта помощь и откуда она может прийти?

– Для аборигенов традиционно лучшей помощницей была народная медицина. За века своего существования она выработала целый ряд способов и правил, позволяющих максимально быстро бороться с болезнями. И по сей день коренным народам зачастую лучше помогают травы и ритуалы, чем таблетки и инъекции.

– Традиционная медицина не всегда поддерживает медицину народную…

– Народная медицина – это комплекс мероприятий, оптимально подходящих представителям того или иного этноса. Не стоит отвергать вековую мудрость. Если, к примеру, представителям определенного народа для перехода из состояния стресса в состояние гармонии помогают травяной настой и пение шамана, этим способом не стоит пренебрегать. Возможно, что сочетание ритма барабанов, голоса шамана и определенных растений способствует перестройке гормонального фона заболевшего и, как следствие,  его выздоровлению. Кстати, хотя по сути своей народные способы лечения у разных национальностей похожи, оптимально действуют они, как правило, именно в том регионе, где сложились традиционно. Так, на Тибете лечились настоем трав на молоке. А на Крайнем Севере – практически теми же самыми травами, но на урине. И каждому народу лучше всего помогал именно его способ лечения.

– Вы сказали, что традиционная медицина хуже помогает аборигенам…

– Когда я только начала работать на Крайнем Севере, столкнулась с тем, что принятые способы лечения на аборигенов действуют не всегда. Например, очень медленно заживают раны, в том числе хирургические. Традиционные препараты не дают эффекта. К счастью, главный врач в больницы был опытным человеком. Он объяснил мне многое. Но некоторые особенности, к примеру, деторождения и ухаживания за младенцами, меня еще долго удивляли.

– Женщины на Севере как-то по-особенному рожают?

– Есть определенные поведенческие стереотипы у коренного населения, странные на взгляд европейца, но оправданные по целому ряду причин. Например, женщинам в родах запрещается кричать. С одной стороны, есть традиционное, мистическое объяснение этого правила: крик может привлечь злых духов. С другой – объяснение логическое: при крике женщина теряет много энергии, что может быть небезопасным в условиях Крайнего Севера. Младенцам аборигены уже начиная с трех месяцев дают олений бульон. Тем самым дети получают дополнительно белки и жиры, которые помогают им выжить.

– Европейских младенцев тоже начинают кормить бульоном?

– Нет, но вот взрослые со временем в большинстве случаев перенимают систему питания коренных народов. Начинают потреблять гораздо больше, чем в средней полосе, жирного мяса и рыбы, питаются дикорастущими растениями. Постепенно организм человека понимает, что белково-жировой тип питания в условиях Крайнего Севера оптимален.

– Что вы, как врач, посоветуете делать мигрантам, для того чтобы адаптация к северным условиям прошла максимально безболезненно?

– Не стоит бросаться в крайности и начинать ставить эксперименты над собой. Прислушайтесь к собственному организму. И постарайтесь хотя бы частично перенять мировоззрение коренного населения: это первый шаг к успешной адаптации.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram