Борьба с коррупцией – одно из важнейших дел любой власти в нашей стране. Народ с воодушевлением приветствует каждую антикоррупционную кампанию. Власти это понимают, и неслучайно перед выборами часто случаются громкие отставки и возбуждаются не менее громкие уголовные дела. Но иногда эта борьба принимает весьма причудливые формы. Как, например, в случае с тульским губернатором Дудкой.
Взяткам – бой!
На пост губернатора Тульской области Вячеслав Дудка пришел в 2005 г., сменив на нем «старого большевика» Василия Стародубцева. Молодой губернатор прослыл ярым борцом с коррупцией. Первым был освобожден от должности глава администрации Тулы Альберт Уколов – за грубые нарушения при приватизации городского имущества. В череде уволенных чиновников высокого ранга – замы губернатора Первухин, Бритвин, начальник департамента здравоохранения Юдин, ряд других «товарищей». На взятках погорели высокие чины из Пожарного надзора и ГИБДД. Правоохранительные органы области, включая и ФСБ, с полного одобрения губернатора принялись выводить нечистых на руку чинуш на чистую воду одного за другим. Под ногами взяточников начала гореть земля.
6 января нынешнего года грянул гром среди ясного неба. Глава департамента имущественных и земельных отношений Виктор Волков был арестован за крупную взятку. Оказалось, что господин Волков предложил свои услуги корпорации «ГРИНН». За 40 млн. рублей чиновник обещал бизнесменам заключить на выгодных условиях договор бессрочной аренды земельного участка под гипермаркет. Руководители корпорации оценили аппетиты чиновника и решили, что дешевле сотрудничать с контрразведчиками.
Через полтора месяца, 26 февраля, губернатор Дудка собирался в отпуск в Дубай. Оперативники ФСБ задержали его в аэропорту «Домодедово», чтобы отправить на допрос в Следственный комитет. Волков, оказывается, заявил, будто бы брал эти деньги для Дудки, а сам был просто посредником.
Узнав об этом, взбешенный губернатор потребовал очной ставки. «Я не хочу оправдываться, – сказал Дудка. – Я просто хочу, чтобы этот… повторил свои слова, глядя мне в глаза». В конце концов, очная ставка была проведена. И вот тут случилось удивительное. Адвокат Дудки и сам губернатор сказали, что уличили Волкова во лжи. А вот следствие и адвокат Волкова сообщили прямо противоположное – им, дескать, удалось доказать, что взятка предназначалась именно губернатору. Как такое может быть – они пояснять не стали. Почему губернатору тогда сразу не предъявили обвинения – тоже.
Чьи деньги?
Итак, что же именно вменяется в вину Дудке? Волков, уже попав в камеру, заявил, что взятку он брал не для себя. Эти деньги, дескать, предназначались губернатору. Следствие с энтузиазмом поддержало эту версию. Некоторые странности в деле следствие не смущали. А их хватает.
Например, почему эти самые 40 млн. рублей управляющий директор «ГРИННа» Дмитрий Добрынин выплатил аж 17 ноября, а Волкова приняли под белы рученьки только 6 января? При этом все эти без малого два месяца деньги лежали вовсе у третьего человека – директора госучреждения «Тульские парки» Андрея Степанова, который, как выяснилось, выполнял роль посредника.
Во время очной ставки адвокаты губернатора потребовали от Волкова хоть каких-то доказательств того, что Дудка замешан в этом деле. Волков заявил, что обсуждал с Вячеславом Дудкой способ передачи денег дважды – 27 декабря 2010 года в Москве и 5 января 2011 года в лучших традициях шпионских детективов где-то на трассе Москва – Белгород под Тулой. Он даже назвал точное время встречи в Москве. Вот только адвокатам Дудки очень быстро удалось установить лживость этих утверждений. Уж так неудачно для Волкова получилось, что 5 января Дудка не покидал своей резиденции, что зафиксировано документально. А со встречей в декабре еще смешнее. Дело в том, что в этот день и именно в это время тульский губернатор находился… на заседании Госсовета, где присутствовали и президент Медведев, и премьер Путин и еще много уважаемых людей.
Неужели у Волкова за два месяца не представилось возможности передать деньги губернатору? Но они за это время встречались около двадцати раз! В том числе несколько раз – в резиденции губернатора и представительстве Тульской области в Москве – то есть на закрытых территориях, куда оперативникам ФСБ доступа не было и зафиксировать факт передачи денег они бы не могли. И этими возможностями Волков с Дудкой не воспользовались?
Более того, ВСЕ претензии к Вячеславу Дудке строились ТОЛЬКО и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на словах взятого с поличным Волкова. Сотрудникам корпорации «ГРИНН» о роли Дудки вообще ничего не известно. Они утверждают, что взятку передавали непосредственно для Волкова, а о том, что деньги предназначались губернатору, даже не подозревали. Более чем странно, ведь одно слово «губернатор» гарантировало бы «солидность» сделки. Однако слова такого не прозвучало. А всплыло оно только тогда, когда для Волкова запахло жареным. Сам ли Волков решил «понизить градус» своей ответственности или по настойчивой просьбе чекистов, ведущих дело, – неизвестно. Однако факт – куда лучше оказаться посредником, чем непосредственным получателем взятки.
Следующая странность – на очной ставке сам Волков сказал, что просьба «помочь с землей» корпорации «ГРИНН» исходила от тогдашего полпреда по ЦФО г‑на Полтавченко. Если это так, то это полностью разрушает теорию заинтересованности Дудки в этом деле. Зачем давать взятку губернатору, если за просителя вступается сам полпред?
Есть и еще один аспект. Подпись под нужным коммерсантам разрешением Дудка поставил. Кое-кто считает это косвенным доказательством его участия во взяточничестве. Но, позвольте, – именно в этом и состоит его работа! Он таких постановлений в общей сложности подписал больше четырехсот! И перед подписанием каждого из них проводится тщательная проверка, над ними работают десятки сотрудников областной администрации. Получается, что любое положительное решение вопроса исполнительной властью можно смело вменять ей в вину как доказательство коррупции?
Гораздо более убедительной выглядит версия самого Дудки – поняв, что вот-вот лишится своего поста, Волков решил на прощание поправить свое финансовое положение и обманом вытребовал взятку под уже решенное дело. А когда задымилось под ногами – «перевел стрелки» на обидевшего его начальника.
Разменная фигура в большой игре
Долго все это продолжаться не могло. Товарищи по партии «Единая Россия» заняли принципиальную выжидательную позицию. Осуждать однопартийца не спешили, но и поддерживать не стали. А в июле президент Медведев все-таки отправил Вячеслава Дудку в отставку. Формально после его заявления «по собственному желанию», но мало кого такая формулировка могла обмануть. Сам Дудка говорил, что его обещали передвинуть на другую работу. Но что-то мешает поверить, что президент, снимая губернатора, не знал о готовящемся против него уголовном деле. И дело не заставило себя ждать.
5 сентября Дудке предъявили обвинение и мерой пресечения избрали домашний арест. Учитывая, что не подтверждено ни единого эпизода, доказывающего преступный умысел экс-губернатора, а также то, что он, лишившись поста, не имеет возможности влиять на суд и следствие, да и сбежать не может, ибо не имеет действующего загранпаспорта, мера пресечения выглядит шокирующе суровой.
Бывший губернатор, конечно, расстроен. Но полон готовности отстаивать свою честь в суде. Адвокат Дудки Владимир Жеребенков и вовсе уверен в благополучном исходе дела. Более того, он считает его заказным и чисто политическим.
– Вины Дудки нет, все обвинения построены на показаниях Виктора Волкова, которого недавно освободили из-под стражи. Эти показания ни с чем не согласуются, не подтверждаются материалами уголовного дела, – сказал защитник. – Это связано с предвыборной кампанией, и Дудку решили сделать показательной жертвой. Показания Волкова являются оговором. Если дойдет до суда – мы будем добиваться суда присяжных.
В ближайшее же время адвокат Дудки намерен обжаловать само постановление следственного комитета о возбуждении уголовного дела.
В пользу «заказного» варианта говорит и то, что и против Дмитрия Добрынина, который заявил о вымогательстве взятки, тоже заведено дело за «взяткодательство». А ведь совсем недавно он был потерпевшим! Адвокат Владимир Жеребенков уверен, что теперь Добрынину и посреднику Степанову силовики начнут выкручивать руки, чтобы они дали «правильные» показания.
Еще одна странность – адвокат, который защищает Степанова, совсем недавно выступал заявителем и потерпевшим в деле еще одного высокопоставленного чиновника области, погоревшего на коррупции во времена Дудки. Известно, что этот адвокат в процессе расследования того дела активно сотрудничал с ФСБ и даже давал об этом подписку. То есть «уши» ФСБ торчат со всех сторон.
В преддверии выборных гонок быть губернатором опасно. Именно в этот момент нужны громкие разоблачительные дела, чтобы поддержать реноме действующей власти. И губернатор для показательной порки – отличный кандидат.