На прошлой неделе вице-премьер Дмитрий Козак встретился с лидерами федеральных национально-культурных автономий (ФНКА), представителями основных конфессий, а также руководителями общественных организаций, работающих с межэтнической тематикой. Это было первое заседание Экспертно-консультативного совета межведомственной рабочей группы по вопросам межнациональных отношений.
Межведомственная рабочая группа появилась в правительстве страны пару месяцев назад – по поручению президента после весьма жесткого заседания Госсовета в Уфе по национальному вопросу. Тогда Д.А. Медведев недвусмысленно высказался, что воссоздавать министерство по делам национальностей он не намерен, нечего, мол, плодить чиновников. «Спустя четыре месяца в качестве альтернативы возрождения Миннаца возникла идея создать специальное структурное подразделение в аппарате правительства. Это сильно взбудоражило неравнодушную к этническому вопросу общественность. Ведь инициатором выступил не абы кто, а В.В. Путин!»
Лидеры некоторых национальных движений лелеют мечту о воссоздании ликвидированного несколько лет назад Миннаца. Логика их проста и понятна: если будет отдельное ведомство, то у него будет и бюджет. А уж помочь с его освоением они как пионеры – всегда готовы!
Компромиссный вариант
Но ни о каком отдельном министерстве речи пока нет. Найден своего рода компромиссный вариант. В правительстве над этой темой будет работать межведомственная группа, а все заинтересованные лица от этнических сообществ стали экспертами в консультативном совете при этой самой группе.
Конечно, лидеры ФНКА рассчитывали на большее. Они давно грезят хоть каким-то образом встроиться во властную вертикаль, мотивируя это тем, что НКА на сегодня – единственная форма представительства народов на территории России. Однако у каждого здравомыслящего человека в связи с этим, часто декларируемым на всех трибунах желанием возникает вопрос: а насколько легитимны представлять интересы того или иного народа лидеры ФНКА? Ведь согласно вышедшему 15 лет назад закону о национально-культурных автономиях, они – всего лишь этнические общественные организации. И говорить о том, что автономии, пусть и федеральные, представляют интересы ВСЕГО этноса – слишком большое преувеличение. Чтобы это было действительно так, надо как минимум провести официальное голосование, допустим, всех поляков России – от Камчатки до Калининграда – за того или иного лидера и его программу этнокультурного развития этого народа.
Об опасности огульной господдержки свидетельствует и пример российских немцев. На их общественные организации в 90-е обрушился золотой дождь из казны Германии. В результате в среде лидеров движения сразу начались подковерные игры, интриги и чудовищные скандалы, а вопросы поддержки языка и культуры отошли на десятый план.
Третий лишний
Кстати, и дореволюционный опыт существования общественных объединений по этническому признаку тоже говорит, что на подкормке у государства они никогда не были. А свои школы и клубы строили и содержали исключительно на личные средства. Немецкий клуб Москвы (ныне это Центральный дом работников искусств) именно так и был построен – на пожертвования членов немецкой общины города.
В стране сейчас немало состоятельных людей самого разного этнического происхождения. Они все охотнее занимаются благотворительностью и становятся меценатами. Почему же их щедрость обходит стороной этнические объединения? Может, потому что не видят прозрачной схемы траты своих денег? Или проекты национально-культурных автономий не кажутся им значимыми и эффективными? Какими бы ни были ответы на эти вопросы, очевидно, что государство в этих внутриэтнических отношениях – третий лишний. И подтверждением тому сегодняшние примеры самодостаточного функционирования национально-культурных организаций. Взять хотя бы те же татарскую и еврейскую ФНКА, которые давно и успешно занимаются фандрайзингом, привлекая для реализации своих проектов как средства всевозможных фондов и госпрограмм, так и личные пожертвования представителей своего народа.
Хватит «галочек»!
Но именно о преференциях – от налоговых до предоставления помещений и оплаты штатных сотрудников – много говорили лидеры ФНКА на встрече у вице-премьера.
Впрочем, звучали и более конструктивные предложения. Например, о выработке критериев эффективности поддерживаемых государством проектов, о создании банка данных успешных и результативных начинаний. Не секрет, что часто в регионах работа в области межнационального согласия измеряется количеством круглых столов и формальных фестивалей культур. Никого не волнует, что на эти мероприятия приходят лишь 10–20 человек. Главное – состоялось, ставим галочку.
Помимо знакомства главным поводом для встречи новоиспеченных экспертов с вице-премьером стало обсуждение «Плана мероприятий по реализации государственной национальной политики на 2011–2012 годы». Радует, что он оказался предельно конкретен. Первый блок содержит мероприятия «по укреплению общероссийской гражданской идентичности и формированию межэтнической толерантности». Второй касается воспитания культуры межнационального общения, особенно в молодежной среде. В третьем речь идет о профилактике этнического и религиозно-политического экстремизма и предупреждении межэтнических конфликтов. В этом разделе много внимания уделено обучению: государство намерено повышать квалификацию менеджеров национальных общественных объединений и провести переподготовку госслужащих федерального и регионального уровней. Есть и раздел о поддержке «национальных общественных объединений и религиозных организаций». Однако ни о каком спонсировании организационной деятельности этнических обществ речи там, к счастью, не идет. Деньги будут выделять исключительно под конкретные этнокультурные проекты. И наконец, последний, пятый, раздел определяет комплекс долгожданных мер «по совершенствованию законодательства в сфере межнациональных отношений, этнокультурного развития народов РФ». Если эта часть плана будет выполнена, то можно предположить, что очень скоро мы получим, наконец, как минимум четкий терминологический словарь: что есть «российская нация», что такое «этнос» и т.д.
Надежда для Надежды
На прощание Д. Козак заявил о своей решимости воплотить конкретные предложения, услышанные им во время встречи. В частности, он пообещал встретиться с лидерами политических партий, чтобы предостеречь их от использования «национального вопроса» в предвыборной кампании, а также экстренно обсудить с разными структурами ситуацию вокруг цыган России. При этом необходимо внимательно разобраться не только с дискриминацией по национальному принципу, но и с существующими этническими преференциями.
После окончания мероприятия руководитель федеральной национально-культурной автономии цыган Надежда Деметр буквально светилась от радости: «Лед тронулся! Впервые за многие годы у меня появилась надежда на решение наших проблем».